Опыт, галстук, жизнелюбие

Рецензии
    24.09.2015, 10:05
Семидесятилетний вдовец Бен Уиттакер (Роберт Де Ниро) заскучал, все его увлечения стали казаться пресными. "Душить" же повышенным вниманием своих родственников он не хочет. В поисках альтернативы тоскливой пенсии Бен устраивается стажером в ателье - интернет-магазин, где всему голова молодая амбициозная Джулс Остин (Энн Хэтуэй). Обаятельный дедушка быстро привлекает к себе внимание всех молодых сотрудников фабрики, а позже и живущей в вечном цейтноте Джулс, позитивно влияя на жизнь окружающих.

Новая картина Нэнси Майерс - "Стажер" - вышла не то чтобы простой; скорее, не перегруженной. Режиссеру не свойственно ударяться в глубокие сюжеты, строя повествование на истории о сложности человеческих отношений. Ее герои - обыкновенные люди. Пожалуй, именно поэтому зрители чаще всего реагируют на мелодрамы Майерс одобрительным кивком и признананием точности момента. Достаточно вспомнить хотя бы ее предыдущую картину - "Простые сложности" с Мерил Стрип и Алеком Болдуином в главных ролях, где главную героиню буквально "разрывает" между бывшим мужем и новым ухажером. Или "Любовь по правилам и без" с Джеком Николсоном - историю о непростом романе молодой женщины с мужчиной в возрасте. Ну а фильм "Чего хотят женщины" и вовсе стал классикой в своем жанре.

"Стажер" - высказывание не о грузе лет, который балластом тащит на себе немолодой герой. И не о любви как нонсенсе в мире пожилых людей. И, тем более, не о выживших из ума стариках - хотя в современном американском кино подобный подход почему-то до сих пор считается остроумным. Центральный персонаж детища Майерс - человек, знающий, что есть жизнь после боли, потерь, разочарований. В офисе стартап-компании, куда Уиттакер попадает по программе стажировки для пенсионеров, он сам по себе - "архаизм". И последний из джентельменов: всегда при галстуке, в нагрудном кармане - именной платок, и все это - на фоне молодых парней с модной (или неряшливой) щетиной, в мятых футболках и кроссовках. Конечно, толерантное отношение к таким коллегам со стороны Бена выглядит не совсем правдоподобно, но это оправдано сюжетом. Уиттакер живет, мирясь с тем, как лихо меняются временные пласты и даже вещи, раньше казавшиеся незаменимыми, доживают свой век, увядая на глазах.

Что до его "босса в юбке", то у нее - все признаки нервного тика, готовность дневать и ночевать на работе. Правда, вопреки привычному "шаблону", Джулс Остин не одинока. У нее есть муж и дочь. Вот только первый в этой семье - домохозяин. Античной богине Весте явно стало бы не по себе. Ну а Нэнси Майерс не упускает случая продемонстрировать, насколько ненормальна "перевернутая" модель семейного уклада. Впрочем, и здесь режиссер пользуется ловкими приемами: жизнь Остин рушится, но без трагедии, а вся сложность ситуации ненавязчиво прорисована в полутонах. Само собой, женщина-режиссер снимает фильмы, в первую очередь, о женщинах. Но не стоит заблуждаться: "Стажер" - не из тех лент, на которые можно повесить ярлык исключительно "женского" кино.

Многих порадует обаятельный Де Ниро, в свое время неожиданно покинувший жанр криминальной драмы и тем самым удививший увесистую аудиторию фанатов. Большинство его комедийных экспериментов вышли удачными. "Стажер" - не исключение. Конечно, Вито Корлеоне, Джейк Ламотта и Дэвид Ааронсон давно отошли на второй план, но это не мешает одному из самых востребованных артистов Голливуда каждый раз доказывать величину своего таланта. Не стоит обходить стороной и вторую половину здешнего дуэта. Энн Хэтэуэй весьма удачно вошла в образ Остин и в очередной раз продемонстрировала талант плакать на камеру. Да и зрительские глаза в иной момент вполне могут увлажниться. Тонких метафор, невероятных режиссерских решений, саундтрека, который побегут скачивать зрители, тут искать не стоит. Лучшая характеристика для "Стажера" - прилагательные "добрый" и "трогательный".

Пришедший в "фэшн-стор" откуда-то из раннего палеолита Бен Уиттакер тронул сердца всех сотрудников своего офиса. Ну а авторам фильма удалось избежать изрядно надоевшей темы конфликта поколений. Шутят тут - причем легко и хорошо - не над старостью, а над молодостью. Над тем, как молодые люди забыли о вербальном общении, уткнулись в модные гаджеты и воспринимают возраст как диагноз, а не результат естественного течения времени. Нэнси Майерс вообще славится умением не занудствовать на заданную тему. Если жизнь персонажей ее фильмов и трещит по швам, то по их же вине, однако шанс все исправить есть почти всегда. Особенно если опорой - здоровые человеческие отношения. Так и "Стажер" вышел картиной о том, что случается всякое, но счастье - не журавль в небе.

4