Бельгия отправит на "Оскар" откровенно провокационный фильм
Бельгийское национальное оскаровское жюри сделало свой выбор в отношении фильма, который будет представлять Бельгию в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" кинопремии "Оскар", сообщает кинематографическое агентство Валлонии и Брюсселя (Wallonie-Bruxelles Images) . Им стал франкоязычный фильм Жако ван Дормеля "Новейший завет" (Le tout nouveau testament), слоган которого таков: "Бог существует. Он живет в Брюсселе".
Тревожные новости, свидетельствующие о прискорбно успешном и стремительном расставании в Бельгии и соседних Нидерландах с базовыми ценностями европейской цивилизации последних двух тысяч лет, уже успели стать привычным явлением: легализация эвтаназии, в том числе - детской, продажа зданий храмов с торгов и последующее их превращение в супермаркеты, спортивные залы и прочее. Новый фильм бельгийского режиссера присоединяется к этой тенденции в несколько более эпатажном ракурсе. От закрытия церквей бельгийское общество переходит к демонтажу христианства - того, что в духовном и национальном плане определяло существование многих поколений людей, проживающих на этой территории, вплоть до 1830 года не имевшей собственной независимой государственности. Не без услужливой помощи кинематографа в целом.
Центром мироздания Жак Ван Дормель делает обшарпанную бельгийскую квартиру, в которой обитает некто, кого режиссер мыслит в качестве бога. Он сидит целый день за старым компьютером и путем различных операций отравляет жизнь людям, например, вносит непредвиденные изменения в расписание поездов. Жена его, обычная домохозяйка, занимается вышивкой и мало чем интересуется. Главная героиня, их дочь-подросток, обладает строптивым нравом и грезит о трансформации мира вокруг. Понимая это, глава семьи говорит ей следующее: "Только не вбивай в свою голову такие же странные идеи, как твой брат". Девочка решает избавить мир от своего отца, найти себе шесть соратников и создать некий новейший завет. Но еще в самом начале своей деятельности она узнает, что миру бог не нужен вообще. Но продолжает действовать, в силу разумения режиссера.
Гегелевская максима о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса, как нельзя более актуальна в наши дни. Создав героев, являющихся плоским и пошлым подобием богов языческой культуры античности, которым не чуждо ничто человеческое, режиссер обнажил духовную пустоту и тотальный нигилизм западного человека. Последнее, наверное, видно особенно ярко в Брюсселе, по иронии судьбы - на Улице Закона, Rue de la Loi, где в гигантских зданиях из стекла и стали, в которых располагаются главные органы ЕС, уже давно создается новейший завет европейского будущего.
Работы Жако ван Дормеля далеко не в первый раз становятся олицетворением бельгийского киноискусства для американского зрителя и зарубежной аудитории вообще - две его работы, Тото-герой (Toto le héros) в 1991-м и "День восьмой (Le huitième jour) в 1996 году также номинировались на кинопремию "Оскар".