Профессура белгородского аграрного вуза выйдет в поле

Преподавательский состав Белгородского аграрного университета имени Горина предложили направить на предприятия агропромышленного комплекса - не учить, а работать наравне с другими. Эта инициатива прозвучала на выездном заседании регионального правительства, где отдельно обсуждался вопрос подготовки кадров для развитого белгородского АПК. Эксперты подчеркнули, что для специалистов отрасли теория настолько тесно связана с практикой, что преподаватели вуза тоже должны стать "играющими тренерами".

Белгородский губернатор Евгений Савченко отметил, что подготовка кадров для АПК - это "импортозамещение интеллекта", и не менее важно, чем такое же стремление в других отраслях экономики.

Ректор Белгородского аграрного университета Александр Турьянский напомнил, что воспитывать будущих студентов вуза начинают со школьной скамьи - благодаря профильным учебным заведениям, так называемым "базовым школам. Количество студентов растет с каждым годом, и, понимая, насколько для будущих специалистов важна практика, здесь создают "университет прикладных наук", постепенно переходя на дуальное обучение. Однако проблемы все равно остаются и у вуза, и у предприятий АПК.

С одной стороны, как сказал ректор, остро ощущается нехватка квалифицированных преподавателей: заработная плата в системе высшего образования гораздо ниже той, что предлагают в реальном секторе экономики. Все толковые специалисты уходят на производство и там же остаются.

- За последние десять лет от нас ушли десятки кандидатов наук и несколько докторов, и ни один не захотел вернуться и продолжать преподавательскую деятельность, - отметил Турьянский. - Думаю, нам нужна такая система, которая бы, как грант для возврата врачей в село, позволила бы привлечь кадры в вуз.

Заместитель главы региона Станислав Алейник, в свою очередь, отметил, что в отрасли и без этого не хватает людей, даже на птицеводческих и свиноводческих предприятиях, мясоперерерабатывающих заводах. Самые востребованные специалисты - ветеринары и зоотехники, вакансии есть всегда. А вот экономистов - избыток. Алейник подчеркнул, что бюджетных мест на этой специальности нет не первый год, а люди платят деньги и учатся.

- Вот этот дисбаланс в направлении подготовки и потребностях рынка и есть первая проблема, - отметил чиновник. - По мере развития отрасли потребность в кадрах с высшим образованием продолжит расти. Что же касается развивающихся направлений, то к 2020 году тепличному комплексу понадобится более 500 специалистов, это и технологи, и агрохимики, а садоводческим хозяйствам - свыше 120.

Однако пока в местном вузе нужных этим предприятиям специалистов не готовят, да и компетенции нынешних выпускников не всегда устраивают работодателей. Многие тратят месяцы на то, чтобы обучить выпускника тонкостям производства. Именно поэтому эксперты пришли к выводу: в системе аграрного высшего образования нужно многое изменить.

Начать предложили с преподавательского состава. Станислав Алейник напомнил, что приглашать ведущих производственников в вуз - не панацея. Даже самый лучший специалист в своем деле может не быть педагогом. Значит, нужно сделать наоборот - преподавателям стать производственниками. Иначе как они смогут объяснить студентам тонкости профессии?

- Необходима не просто стажировка, - отметил Алейник. - В период летних отпусков они могли бы замещать кого-то из специалистов агрохолдингов. Опыт государств-передовиков в аграрном секторе это доказывает, как правило, все преподаватели там - это, так сказать, "играющие тренеры". Они работают не только в вузах, но и на предприятиях.

Первый вице-губернатор Валерий Сергачев предложил и вовсе записывать лекции ведущих аграрных специалистов на видео, создавать учебные фильмы и показывать студентам. Но это должен быть качественный материал.

- Педагог должен быть эмоционально значимым центром, - подчеркнул он. - А когда к студентам выходит профессор, преподает менеджмент, а сам в жизни и тремя уборщицами не управлял, какой может быть интерес?

Сергачев отметил, что преподавателями для будущих аграриев могут стать и представители зарубежных компаний, которые поставляют оборудование белгородским предприятиям. Языкового барьера бояться не стоит - переводчики, как правило, ездят с ними же.

Генеральный директор Краснояружской зерновой компании Александр Титовский отметил, что он сам иногда читает лекции в аграрном университете и согласен с тем, что это - достаточно интересно. Однако в самой системе высшего образования стоит все же пересмотреть учебные планы, больше внимания уделив практической части. Опыт показывает, что чем больше времени студенты проводят на производстве, тем меньше боятся сложностей профессии.