"Легенда" о лондонских братьях воскрешает золотые стандарты Скорсезе
4.5
Режиссер Дэвид Хелгеленд начинал с эпизодов культового хоррор-сериала "Байки из склепа", затем получил "Оскара" как сценарист "Секретов Лос-Анджелеса", отметился тройкой удачных проектов ("Расплата", "История рыцаря" и "42") и одним неудачным ("Пожиратель грехов"), а теперь бьет рекорды кассовых сборов своей "Легендой".
Фильм обладает очень весомым козырем, точнее, двумя. Том Харди играет обе отведенные ему роли так, будто желает задушить в зародыше шансы на "Оскар" своего многострадального партнера по грядущему вестерну Иньярриту "Выживший" Леонардо Ди Каприо. Одним словом: великолепно. Чуть более развернуто: великолепно настолько, что даже в присутствии бесконечно очаровательной Эмили Браунинг, взгляд все равно останавливается на нем. В большей ли степени это заслуга Харди, нежели недоработка Браунинг? Пожалуй, да.
Но не Харди единым жива "Легенда". Дэвид Хелгеленд, вступая на поле, над которым пожизненно владычествует Мартин Скорсезе, ведет себя нагло и по-хозяйски. Вот он обыгрывает знаменитый долгий план из "Славных парней", где Рэй Лиотта и Лоррей Бракко заходят в клуб "Копакабана", при этом делая его еще длиннее и разнообразнее.
В его версии Рональд приводит Фрэнсис в свой паб, перебрасывается парой слов с приятелями, усаживает даму за столик, разговаривает с помощником, отходит по делам, улаживает проблему с проворовавшимся подчиненным и возвращается обратно - и все это время камера неотрывно следует за ним. Да, пару раз режиссер схитрил, спрятав монтажную склейку за спиной случайного прохожего. Но фокус от этого менее эффектным ничуть не становится.
Поиздевался - в хорошем смысле - американский кинодел и над манерой вести повествование от лица остающегося за кадром персонажа. Не будем раскрывать подробностей, скажем лишь, что Хелгеленд отправил своего рассказчика не просто за пределы экрана, а гораздо дальше.
Ближайшее окружение тоже не остается в тени могучих братьев. Каждый участник вьющейся вокруг легенд свиты оставляет на истории свой отпечаток. Даже мелкий прощелыга Шляпа-Джек, который возникает, как кажется на первый взгляд, только чтобы получить по лицу за очередную выходку, на самом деле исполняет чуть ли не важнейшую после Ронни и Реджи роль - своими комичными выходками и расплатами за них он знаменует вехи карьеры героев.
Сама история, несмотря на то, что основана на реальных событиях, достаточно стандартна для подобного кино. Верно и обратное: несмотря на то, что достаточно стандартна, абсолютно реальна. При ее переносе на пленку Хелгеленд смешивает гламурный глянец с кровавым безумием (первого, впрочем, больше), а драму - с черной комедией; цитирует Джона Леннона, грамотно подчеркивает дух эпохи саундтреком, использует в своих целях исторические фигуры и события (даже финал Чемпионата мира по футболу 1966 года, даром что американец). Получившийся коктейль следует употреблять маленькими глотками, смакуя каждую нотку вкуса - в этом случае легкое и приятное головокружение после просмотра гарантировано.