Среди 300 иерархов католической церкви, приехавших на Синод, в большинстве традиционалисты-консерваторы, однако и реформаторы, предлагающие пересмотреть семейные каноны, тоже в наличии. И некоторые эксперты видят в этом посягательство на чистоту христианской веры. Сам Папа Римский призывает с пониманием относиться к вопросам семьи, брака и половой ориентации. Возможна ли коррекция христианской идеологии под напором либеральных веяний? Об этом наш разговор с историком религий, ватиканистом Алексеем Юдиным.
Алексей Викторович, "тема семейная" во главе угла очередного католического Синода. На фоне многочисленных скандальных ситуаций, можно ли ожидать принятия каких-то документов, которые изменят концепцию семьи в христианстве?
Алексей Юдин: Я не вижу никаких признаков того, чтобы что-то экстраординарное произошло. Семья - это же не изобретение какого-то Папы или какого-то века. Другой вопрос, что мир меняется, и семья и брак меняются в этом мире. И это действительно очень серьезная проблема, которую обсуждают на Синоде. Кстати, не первый год: на прошлом Синоде тоже печалились о семье.
Но судя по публикациям СМИ вокруг ассамблеи, дело может пойти к тому, чтобы смягчить отношение католической церкви к однополым бракам... У вас нет такого ощущения?
Алексей Юдин: Ну, во-первых, браком гомосексуальные союзы Ватикан никогда не назовет. Другое дело, отношение к людям, состоящим в таких союзах. Этот вопрос обсуждается не первый год, особенно когда такие пары усыновляют или удочеряют детей. На Синоде о вариантах "две мамы" или "двое пап" говорят в открытую...
И какое мнение главенствует: со знаком "минус" или уже нейтральное?
Алексей Юдин: Такие семьи, с точки зрения католиков, безусловно, проблема для общества. А отношение к живым людям - какой бы ориентации они ни были - только со знаком "плюс". Но это не значит, что Церковь признает какие бы то ни было виды сожительства, тем более когда они называются браком. И судьбы людей в таких ситуациях, конечно, осуждаются. Никаких перспектив к переменам здесь я не вижу.
Однако есть мнение, что католическая церковь находится гораздо ближе к тому, чтобы разрешить однополые браки, чем, к примеру, православная.
Алексей Юдин: Ну что вы, они равноудалены от такого решения. Гомосексуальные браки разрешены в 20 странах мира, в частности в Соединенных Штатах Америки региональным законодательством. Это реальность, которая, конечно, оказывает на верующих определенное давление, но к Церкви она никакого отношения не имеет.
Польский священник Кшиштоф Харамс признался в нетрадиционной сексуальной ориентации. Почему он сделал это так демонстративно - прямо на открытии Синода?
Алексей Юдин: Все СМИ назвали это событие "каминг-аутом". То есть он "вышел из чулана", открылся. И польская, и немецкая, и английская, и итальянская, и французская пресса не нашла других слов для этого публичного выступления. Все говорит о том, что случился политический жест. Потому что ведь это не просто, как вы выразились "польский священник". Это преподаватель Папского григорианского университета, человек, занимающий не последний пост в римской курии, поэт и богослов. Он не только заявил о своей принадлежности, но и публично назвал своего партнера. Значит, явно рассчитывал на какой-то эффект в контексте Синода. Нарушив обет воздержания, он совершил каноническое преступление. Но что особенно важно, поляризировал дискуссию в Синоде: консерваторы еще более сплотились, а либералы стали еще более зажигательными. Не думаю, что это пойдет на благо.
Как бы вы определили позицию Папы Франциска?
Алексей Юдин: То, что происходит с семьей - главная его боль. И это прозвучало в свойственном понтифику пронзительном тоне в самом начале Синода в его проповеди на богослужении.
А Папу услышат?
Алексей Юдин: К этому Папе прислушиваются далеко за границами католического канонического пространства. С моей точки зрения, он обладает каким-то новым качеством авторитета. В его речах семья уподобляется раненому живому организму, который требует врачевания, сохранения и помощи. Семья - это безусловная ценность для христианства.