Жестокое прекрасное далёко

Лента Андрея Зайцева "14+" рассказывает о том, как юноша по имени Алексей живет в московской малогабаритной квартире с матерью, учится в школе, слушает околофутбольный ска-панк, мечтает о мотоцикле, влюбляется и взрослеет.
 Фото: Киностудия "Сентябрь"
Фото: Киностудия "Сентябрь"

Никита Сергеевич Михалков, взяв слово перед торжественной премьерой фильма, отметил, что в нем много созидания и простоты. И если насчет первого можно поспорить, то простоты - хоть отбавляй. Но простота эта, извините за каламбур, не так уж проста.

Картина четко разделена на сцены из жизни обычного современного подростка. Вот он на уроке математики смеется над словом "одночлен", вот пытается купить алкоголь в магазине, терпит лекцию мамы о наркотиках, алкоголе и девочках, разглядывает фотографии пассии в социальной сети и так далее, и так далее. Каждая сцена длится долго, почти невыносимо долго, всевидящее око оператора цепляется за каждую мелочь, вытаскивает на поверхность каждую деталь и размахивает ей перед носом зрителя, победоносно восклицая: "Смотри, зритель, как у нас все жизненно, как гиперреалистично. У тебя же, зритель, точно так же все было, правда? Окунись в свое прошлое, переживи его заново!".

Поначалу эта назойливость может раздражать, особенно, если происходящее на экране действительно перекликается с личным опытом смотрящего. Но вдруг в какой-то момент происходит странное. Что-то внутри наконец то ли сдается, то ли ломается, падает какая-то невидимая преграда, и сознание погружается в то время, когда взрослые с их проблемами были глупыми и непонятными, а собственные проблемы - единственно важными, когда ничего дальше завтрашнего дня не существовало, а сердце билось сильнее от любовных переживаний, чем от страха быть побитым.

Вполне вероятно, что такая метаморфоза произойдет не со всеми. Кому-то "14+" точно покажется неправдоподобным и натянутым. Но даже в том случае, если он таки попадет в резонанс с частотой душевных вибраций, это совершенно не сулит позитивного эффекта. Представьте, будто вас погрузили с головой туда, где тепло и хорошо, а потом за шкирку вытащили обратно во враждебную среду. Представьте, что кто-то грубо и бесцеремонно покопался в ваших интимных переживаниях и выставил их на всеобщее обозрение. Ощущение не из приятных.

Посему давать какую-либо оценку этому фильму неправильно, каким бы он ни был в своей лиричности, трогательности, очаровательной детской наивности и сентиментальности. Если в нем и есть какие-то недостатки, то они лежат в плоскости восприятия, а не в плоскости объективных качеств. Но вместе с тем, он оставляет после себя очень странное чувство, смесь ностальгии и опустошения. И что с этим делать - решительно непонятно.

4 мюзикла из 3 театральных столиц России Поделитесь впечатлениями о фестивале