"Душа шпиона": неубедительная производственная драма в эстетике 90-х
2.0
"Душа шпиона" основана на автобиографическом произведении советского разведчика-нелегала Михаила Любимова "И ад следовал за ним". Режиссер сам адаптировал книгу для сценария. Было решено перенести события романа в наше время. В центре повествования - Александр Федоров, российский разведчик, получивший предписание внедриться в британский офис ЦРУ, чтобы обнаружить "крота", который сливает информацию западным разведкам.
Подготовка к премьере сопровождалась определенными сложностями - больше года фильм не мог получить прокатное удостоверение - якобы из соображений цензуры. Прокатчики решали, не навредит ли лента репутации нашей страны. Сам Бортко называет себя государственником, однако однозначно оценить патриотический посыл картины действительно сложно. В начальной сцене один из персонажей рассуждает об исключительности русского пути и обреченности пути западного, и его аргументы звучат убедительно. Но в течение повествования главный герой в исполнении Андрея Чернышова принимает жесткие решения и совершает неоправданно жестокие поступки вплоть до убийств, оправдываясь идеями и любовью к родине.
Очевидно, авторы пытались показать самые сложные аспекты жизни разведчиков и их бесконечные сомнения. Чаще всего разведчик в кино - это супермен, которому все удается ладно и легко. "Душа шпиона" задумывалась как антишпионская история. Режиссер относит свою работу к позабытому советскому жанру "производственной драмы" и вытаскивает на поверхность всю социальную подоплеку непростой профессии - агент разведки каждый день врет, идет на шантаж и подкуп, рискует своей жизнью. Тем не менее вся драма, сосредоточенная в трейлере фильма, размывается и не производит никакого впечатления: уж больно герои подвластны своим низменным личным мотивам. Кроме того, опытный разведчик, получающий ответственные и важные задачи, не соблюдает элементарных мер безопасности, что выглядит довольно нелепо.
Попытка добавить в сюжет интригу провалилась. В начале картины нам показывают воспоминание главного героя, когда он дарит своему начальнику и хорошему другу запонки. В середине фильма, в самый разгар выяснения, кто же предатель, Федорову вручают бумажный сверток - опасный аноним вторгся в дом другого русского разведчика и потерял там запонку. И хотя наш парень тут же забывает про сверток и открывает его только в самом конце, детективная составляющая сюжета сворачивается, так и не успев развиться.
Создатели фильма позиционируют "Душу" как фильм для возрастного зрителя, и, вероятно, поклонникам многочисленных телевизионных сериалов о том, что "служба и опасна, и трудна" он придется по нраву. Стилистика, в которой снят фильм, полностью соответствует задаче. Съемки проходили в России, Великобритании, Франции и Швейцарии, но живописные пейзажи чередуются с аляповатыми интерьерами в духе последнего десятилетия прошлого века. Но если эстетика 90-х может казаться кому-то допустимой, то откровенных промахов в монтаже можно было избежать. Несколько раз за два часа картины день совершенно внезапно сменяется ночью. И в самый кульминационный момент герой Федора Бондарчука оговаривается, но дубль не пересняли.
Ходили слухи, что в случае запрета на прокат фильма, "Душа шпиона" станет последним фильмом Бортко, но премьера все же состоялась, и режиссер пообещал не оставлять свое поприще. Будем надеяться, что следующая работа признанного профи будет лучше.