13.10.2015 00:40
    Поделиться

    Патент для самозанятых граждан изменит жизнь 25 миллионов россиян

    Патент для самозанятых изменит жизнь 25 миллионов россиян
    Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов представил председателю правительства проект закона, который вводит в России новую категорию предпринимателей - самозанятые граждане. Чем они отличаются от индивидуальных предпринимателей (ИП), он рассказал "РБГ".

    - Чем вызвана необходимость законопроекта?

    - С конца 2012 года после резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за полтора года с учета в налоговых инспекциях снялось более 700 тысяч ИП. Нам совместно с предпринимательским сообществом удалось добиться небольшого снижения страховых взносов, но уже ушедших с рынка людей это назад не вернуло. Хотя с 2014 года начался небольшой рост количества ИП, но по сравнению с 2012 годом их все еще меньше почти на 400 тысяч. Понятно, что с рынка уходили самые маленькие предприниматели, микробизнес. Также понятно, что далеко не все из них прекратили свою деятельность. Большинство просто ушло в тень, перестав поддерживать какие-либо отношения с государством.

    В России и так весьма большой теневой сектор. По оценкам Всемирного банка, до 50% нашей экономики в тени. А по данным минтруда и Росстата, от 12 до 25 млн наших граждан, кроме паспорта, не имеют никакой связи с государством, т.е. трудятся в тени. Эту ситуацию надо менять, поэтому мы выдвинули идею выделить микробизнес в отдельную категорию - самозанятые, т.е. те предприниматели, которые ведут свое дело без использования наемного труда. Речь о тех, кто предоставляет населению базовые услуги - няни, репетиторы, таксисты и т.д. Регистрацию и администрирование самозанятых мы предложили сделать максимально простыми и удобными, в виде единого платежа по патенту.

    - Какие новшества ждут представителей микробизнеса?

    - Удобство и простота нового статуса - единственное, что может привлечь к нему людей, дать им стимул выйти из тени. Поэтому мы старались максимально облегчить самозанятым жизнь даже по сравнению с индивидуальными предпринимателями. В работе над новым законом принимали участие представители бизнес-сообщества, минэкономразвития, минтруда, ФНС, внебюджетных социальных фондов. Главное наше предложение - единый платеж по патенту. Т.е. для самозанятых должен быть введен единый срок оплаты налога и страховых взносов и единый платеж (одна платежка) налога и страховых взносов с последующим разделением платежей непосредственно казначейством. Осуществляться он будет в течение 10 дней после получения патента.

    Зарегистрироваться в ФНС самозанятые граждане смогут по принципу одного окна. А вот вставать на учет в социальных фондах им не нужно. Да и снимать с учета в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах их будут автоматически, через 5 дней с момента истечения срока действия свидетельства самозанятого.

    Самозанятые вправе вступать в трудовые отношения как работники помимо своей предпринимательской деятельности (в таких случаях с ними обязательно должен заключаться трудовой договор). При этом при осуществлении предпринимательской деятельности они не могут выступать в качестве работодателей. Также мы предлагаем запретить в отношении самозанятых проведение проверок. Новая форма госрегистрации позволит не вносить изменения в ГК РФ, ограничившись изменением закона о госрегистрации юридических лиц.

    - Альтернативный законопроект на ту же тему уже представил минфин. Как проходит процесс согласования законов?

    - Главное, что мы согласовали максимальную сумму платежа по патенту и договорились, что он все же будет единым. То есть самозанятые не будут регистрироваться в социальных фондах. Стоимость патента не будет превышать 20 тыс. руб. В нее включены отчисления в Пенсионный фонд в размере 9 тыс. руб., в ФОМС - 1 тыс. руб. и региональные налоги - до 10 тыс. Изначально минфин предлагал для самозанятых ту же схему регистрации и уплаты налогов, что и для ИП - 6% налога с прибыли и отдельно уплата взносов в социальные фонды. Но в конечном итоге нам удалось убедить его в обоснованности нашей позиции. Пока камнем преткновения остается количество видов деятельности, представители которых смогут претендовать на получение нового статуса. В нашем законопроекте их 45, у минфина - всего 3 (уборка жилых помещений, репетиторство и ремонт). Но мы намерены отстаивать наш вариант.

    - Когда следует ожидать принятия нового закона?

    - Введение статуса самозанятого позволит вывести из теневой экономики сотни тысяч, возможно, миллионы людей, откроет перед этими людьми новые горизонты и возможности для самореализации, сформирует новую психологию предпринимательства. Учитывая первостепенную важность этого законопроекта, мы очень рассчитываем на то, что окончательное согласование с минфином - дело ближайшего будущего, и уже в эту сессию Госдума сможет его принять. Тогда институт самозанятых заработает уже в 2016 году.

    - Госдума приняла ряд законов, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Какие из них самые важные?

    - Наиболее принципиальные законы обеспечивают бизнесу налоговые каникулы, вводят моратории на повышение налогов и сборов, на проверки для добросовестных предпринимателей. Еще одно важное новшество - установленные для госкомпаний и бюджетных организаций нормы закупок у малого и среднего бизнеса. Этим мы открыли для массы малых и средних предприятий (МСП) колоссальный рынок, исчисляемый триллионами рублей. Именно привлечение МСП к исполнению госконтрактов - простой и незатратный способ поддержать этот сектор. Количество мер поддержки уже вполне достаточно. Активно действуют и институты развития.

    Но как бизнес-омбудсмен могу сказать, что даже при самой лучшей законодательной базе деловой климат всегда будет зависеть от конкретных правоприменительных практик, и здесь есть над чем работать. Большинство поступающих ко мне обращений связаны с нарушением прав предпринимателей на муниципальном уровне. Мы видим слабую заинтересованность со стороны мэров, глав поселений и районов - тех, кто обеспечивает применение федеральных законов на практике. Надо реально мотивировать муниципальные власти развивать бизнес на своей территории. Поэтому мы предложили законодательно установить, что 75% прироста налоговых поступлений от деятельности МСП должны оставаться в бюджете муниципальных образований. Это предложение получило позитивную оценку первых лиц государства, и мы также рассчитываем, что скоро оно будет оформлено в законодательном плане. Еще одним важным шагом, который помог бы сохранить большое количество компаний, могло бы стать введение страхования вкладов юрлиц. Хотя бы в объеме, который принят в Европе, т.е. в пересчете на наши деньги до 5 млн руб.

    - Как вы оцениваете проект новой редакции закона "О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ"?

    - Мы, конечно, поддерживаем переход к риск-ориентированному подходу при проведении проверок. Однако при принятии нового закона важно учесть ряд моментов, чтобы они в будущем не перечеркивали его позитивные начинания. В частности, проработать вопрос, чтобы непосредственно в законе был перечислен исчерпывающий список проверок, которые под него не попадают, чтобы не повторилась история с законом 294-ФЗ, из-под действия которого постоянно выводились все новые виды проверок. Кроме того, мы считаем, что в новом законе контролирующие органы должны изначально ориентироваться на профилактику нарушений. Если они совершены впервые и не связаны с угрозой для жизни людей, выносить предписания об устранении нарушения.

    - На Петербургском международном экономическом форуме президент поручил вам с правительством разработать механизмы по повышению доступности финансирования для МСП. Есть подвижки?

    - Мы уже представили свои первые предложения по этой теме в ЦБ РФ. Среди них: выпуск проектных облигаций, новые механизмы для лизинговых компаний, модель торгового финансирования для среднего бизнеса и модель секьюритизации кредитов, а также модель синдицированных кредитов с участием нескольких банков и институтов развития. Если смотреть шире, то практика показала, что когда ЦБ РФ взвинтил ставку до заоблачных 17% годовых, кредитную активность в стране практически парализовало. Сейчас ставка поэтапно снижается. Борясь со спекулянтами, мы чуть не лишили бизнес оборотных средств. Нужно менять закон о ЦБ РФ с тем, чтобы ему законодательно прописали задачу обеспечения экономического роста. Мер по стимулированию деловой активности, облегчению регулирования и снятию административных барьеров у нас сейчас принимается много. Но все это до некоторой степени все же fire management. То есть они важны и необходимы, но это только реакция на происходящие процессы. По-настоящему переломить ситуацию может принятие полноценной Стратегии экономического развития страны. Недаром предприниматели уже который год среди факторов, мешающих развитию бизнеса, называют "неопределенность экономической политики". Им нужны четкие ориентиры для планирования и долгосрочная стратегия.

    Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Елена Шмелева

    Поделиться