Сейчас российским регионам предоставлены дополнительные полномочия по специальным налоговым режимам. Они дают такие возможности для маневра, как налоговые каникулы, понижающаяся ставка и другие льготы. Однако реализованы они могут быть только на локальном уровне, по разным причинам. Например, в Московской области были обозначены приоритетные направления, которые можно считать безрисковыми для региональной экономики. К ним отнесены шесть видов деятельности, которые при максимальном снижении налогового бремени не принесут особых потерь бюджету. Обнулены сборы в казну для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере производства промышленной и сельхозпродукции, в воспитательной, ветеринарной и даже торговой деятельности (речь идет об объектах розничной торговли шаговой доступности площадью не более 100 кв. м). В итоге в Подмосковье только в прошлом году выдано почти 24 тысячи патентов. Оценка выпадающих доходов консолидированного бюджета Московской области составила 90 млн руб. Но опыт предыдущих лет свидетельствует о росте поступлений в бюджет в перспективе. Так, в 2014 году по сравнению с предыдущим годом сумма поступлений от налогоплательщиков по патентной системе выросла колоссально - на 87%. Прогноз нынешнего года - рост на 72%.
Помимо налоговых послаблений, предусмотрены стимулирующие мероприятия, такие как компенсация части затрат на покупку оборудования и модернизацию производства, ремонт и реконструкцию помещений, оплату коммунальных услуг и прочие необходимые затраты. Финансирование из регионального и федерального бюджетов впечатляет. Например, в 2015 году на частичную компенсацию первого взноса по договору лизинга оборудования выделено 137,5 млн руб., на поддержку предпринимательства в социально значимых сферах - 30 млн руб., на деятельность по программам дошкольного образования - 27 млн руб., на область ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма - 20 млн руб.
На первый взгляд, эти решения выглядят вполне универсальными. Однако закрепление каких-либо универсальных налоговых льгот на федеральном уровне весьма проблематично, так как на каждой территории традиционно развиваются определенные сектора экономики, есть зависимость от географической и национальной специфики. И в целом экономическое состояние регионов разное. Временное снижение налоговых поступлений от малого бизнеса может быть чревато серьезными дырами в муниципальных бюджетах.
В Московской области зарегистрировано более 280 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, и львиная их доля - 204 тысячи - это индивидуальные предприниматели. Уже 35% всех рабочих мест в Подмосковье приходится на этот сектор экономики, а его суммарный оборот приближается к двум триллионам рублей. А, например, в самом малонаселенном субъекте РФ, Ямало-Ненецком округе, изначально тяготеющем к развитию крупного бизнеса, малый бизнес едва ли когда-либо дотянет даже до пятой части рабочих мест. Налоговые льготы по примеру Московской области для него будут означать крайне спорное развитие числа малых предприятий - мы получим массовую диверсификацию крупного бизнеса, дробление юридических лиц на более мелкие с целью оптимизации налогообложения. Стоит ли говорить о том, сколько недополучит бюджет региона, который не был дефицитным с середины прошлого века?
Тиражировать успешный опыт регионов, безусловно, нужно. Но для этого необходимо свести воедино приоритеты экономического развития всех регионов, провести анализ их экономического состояния и величины налоговых поступлений от малого бизнеса. Безусловно, существуют федеральные программы (как, например, развитие инфраструктуры шаговой доступности), однако каждый регион также должен вывести свои собственные приоритеты. Далее следует дать оценку опыту по снижению налогового бремени, просчитать масштаб и риски, связанные с возможным неправомерным использованием льгот для малого бизнеса (например, использование таких юридических лиц в качестве прикрытия, дробления компаний на ряд юридических лиц и прочее).
Задача, конечно, архисложная, но это не значит, что ею не надо заниматься. Результат того стоит. По нашим оценкам, если максимально снизить налоговое бремя на малый бизнес, сделать его в районе 0-5%, региональные бюджеты в большинстве своем много не потеряют. Дело в том, что более 70% малых предприятий в той или иной мере оптимизируют фискальное бремя, а говоря попросту - стараются обойти налоги. Если же слегка откорректировать систему, то, по разным оценкам, региональные бюджеты в течение 2-3 лет могут удвоить налоговые поступления от компаний этого сегмента даже при текущем экономическом спаде. Конечно, фактические налоговые каникулы для малого бизнеса могут означать, что сегодняшние предприниматели, стремящиеся стать средним бизнесом, будут стараться не наращивать обороты, а оставаться в рамках комфортных для них условий налоговых послаблений. Потому от текущего режима постоянных изменений в налогообложении для малого бизнеса мы никуда не уйдем. Однако даже в далеко не безупречных законодательных рамках можно проводить грамотное маневрирование, выстроить эффективную систему взаимодействия "бизнес-государство" к взаимной пользе обеих сторон. Компетентные решения позволят увеличить количество реально работающих, эффективных малых компаний в большинстве российских регионов в два-три раза уже в самом ближайшем будущем.