США оставили Южную Корею без технологий для создания истребителя KF-X
Напомним, что Южная Корея недавно приняла решение реализовать проект создания нового собственного истребителя. По замыслу, он должен иметь два двигателя, обладать некоторыми элементами технологии "стелс" и превосходить по боевым характеристикам главную машину ВВС Кореи KF-16. Планировалось создать 120 боевых машин. Общие расходы на проект, которых получил название "KF-X Порамэ" должны были превысить 20 миллиардов долларов, включая научные исследования, разработки, испытания и производство. Сеул при этом надеялся, что 25 ключевых технологий передаст ему американский концерн Lockheed Martin. Производитель в ходе скандального процесса получил себе контракт на поставку для ВВС Южной Кореи 40 истребителей F-35 пятого поколения. Южане были уверены, что американцы учтут подобную приверженность Сеула американскому оружию. Однако недавно Вашингтон уведомил, что не может передать четыре из обещанных 25 технологий. Эти ноу-хау являются крайне важными для создания новых корейских истребителей.
Магия личного обаяния министра обороны Южной Кореи Хан Мин Гу не помогла. Несмотря на его личную просьбу с пожеланиями "еще раз рассмотреть вопрос о возможности передачи технологий", его американский коллега Эштон Картер был непреклонен. В ходе прошедшей двухсторонней встрече в Вашингтоне глава Пентагона подтвердил прежнюю позицию: те четыре технологии США не передадут Южной Корее. Картер попытался "подсластить пилюлю" для корейца: стороны решили "продолжить сотрудничество по части военно-технических разработок", включая этот самый проект KF-X.
В результате, несмотря на обоюдные заверения о важности партнерства и слова о "нерушимом военном союзе", которые сейчас раздают лидеры США и Южной Кореи в ходе визита Пак Кын Хе в Вашингтон, Соединенные Штаты решили не поступаться своей выгодой. Они не хотят передавать технологии, которые считают крайне важными для оборонной сферы и которые в перспективе могут привести к тому, что Сеул превратится для них в конкурента в области торговли этими вооружениями.
В Сеуле все это встретили с заметным недовольством. Эксперты сразу же вспомнили, что Южная Корея является главным импортером американских вооружений. Громче теперь слышны призывы отказаться от односторонней зависимости от США и искать реальные альтернативы. Юг уже пытался косвенно надавить на Вашингтон, намекая, что может "найти альтернативных поставщиков" технологий и в целом пересмотрит свой подход к закупке вооружений. Но, как стало очевидно, это не особо впечатлило США. Южная Корея в плане импорта боевой техники слишком крепко "сидит на крючке" у американских производителей, а различные демонстрации самостоятельности в этом вопросе со стороны Сеула до сих пор были лишь символическими.
Теперь Южной Корее придется сильно задуматься по поводу проекта создания своего истребителя KF-X. Над проектом нависла угроза как минимум переноса сроков поставок новых машин, если южанам вообще удастся их создать, по поводу чего также есть у некоторых экспертов сомнения.
Сеул заявил, что будет пытаться получить технологии, в которых ему отказал главный союзник, у европейцев и Израиля. Но здесь проблема в том, что Lockheed Martin все равно остается главным партнером в проекте KF-X. Это означает, что американский концерн будет главным бенефициаром, да и 21 из 25 требуемых технологий он все же отдает. Есть сильные сомнения, что европейцы или кто-либо другой согласится на такое сотрудничество, когда от них попросят передать "только технологии" без серьезных денежных доходов, которые уйдут к американцам. Другая проблема уже техническая: даже если Европа передаст Корее технологии, возникнут трудности с совмещением в одной машине двух разного рода ноу-хау - американских и европейских.
Другой вариант - самостоятельная разработка корейцами необходимых технологий, но здесь еще больше вопросов, включая главный: "А получится ли?" В результате громче стали голоса и тех, кто с самого начала призывал не делать хвастливых заявлений, а попросту взять и закупить за рубежом необходимые самолеты, свернув проект KF-X.
Сеулу же эти проблемы надо решать и очень быстро. К 2025 году будут отправлены на отдых устаревшие машины F-4 и F-5, в результате чего возникнет нехватка истребителей для обеспечения воздушной безопасности. Раньше планировалось, что бреши закроют новые машины по проекту KF-X, но теперь есть сомнения по этому поводу.