Кристофер Нолан: Однажды я вышел из себя, но никто этого не заметил

Журнал
    17.10.2015, 18:20
Текст:   Арсений Щукин
Самые именитые кинорежиссеры современности - Стивен Спилберг, Дэвид Финчер, Кристофер Нолан, Энг Ли, Эдгар Райт, Альфонсо Куарон, Джо Райт, Пол Гринграсс, Джосс Уидон, Стивен Содерберг, Александр Пэйн, Джордж Клуни и многие другие - ответили на ряд каверзных и провокационных вопросов своего не менее именитого коллеги Сэма Мендеса. Журнал Empire пригласил главного рулевого последних фильмов о Джеймсе Бонде поработать у них редактором. Тот же, воспользовавшись своим статусом в Голливуде, собрал товарищей и устроил им допрос.

В первую очередь, Сэм поинтересовался, выходили ли когда-нибудь его коллеги из себя на съемочной площадке. Автор фильма "Халк" 2003 года Энг Ли отшутился, что однажды ему пришлось выпустить своего внутреннего Халка. Кристофер Нолан признался, что как-то раз вышел из себя, но этого никто не заметил, и ему пришлось вернуться обратно. Стивен Содерберг вспомнил случай, когда он был вынужден прикидываться злым начальником, чтобы дисциплинировать актера, который опаздывал на съемки два дня подряд. А вот Джордж Клуни всегда пребывает в спокойствии, поскольку не хочет выглядеть глупо перед перед операторами и актерами.

Пожалуй, самый интересный вопрос был о том, какая фраза звучит во время съемок из уст режиссеров чаще всего. Например, создатель трех фильмов о Джейсоне Борне Пол Гринграсс кричит: "К черту сценарий (освещение, массовку и т.д.), давайте снимать!". Джордж Клуни постоянно задает один вопрос: "Во сколько обед?". "Снято. Это было блестяще. А теперь еще раз," - этими словами Стивен Спилберг мучает свою команду. А у Дэвида Финчера любимой репликой является строгое, но вежливое "Заткнитесь, пожалуйста!".

Еще один из вопросов Мендеса касался изпользования музыки во время рабочего процесса. Здесь Стивен Спилберг привел интересный пример данного приема: он специально включал композицию Эннио Морриконе Cinema Paradiso во время съемок молчаливых финальных сцен с участием мальчика-робота по имени Дэвид и его мамы в "Искуственном разуме" 2001 года. Эдгар Райт, автор трилогии "Корнетто", обожает музыку, и на его съемочной площадке все время что-нибудь играет. А вот Дэвид Финчер придерживается иного принципа: никакой музыки во время работы над проектом, если этого не требуется непосредственно для самой сцены. Но если он снимает сцену в клубе, то музыку на съемочной площадке включают на полную громкость, чтобы артикуляция актеров соответствовала клубной атмосфере.

Также режиссер фильма "007: Спектр" поинтересовался, существуют ли у его товарищей какие-либо особые правила в работе. По этому поводу Альфонсо Куарон сказал следующее: "Любой хороший коллектив имеет свод неписаных правил, составленный для организации рабочего процесса (не разговаривать, пока камера пишет; не лезть к актерам в кадр и так далее), но у каждого режиссера есть свои собственные нюансы. Что до меня, я люблю снимать сцену наедине с актерами, моим помощником и оператором-постановщиком (Эммануэль Любецки), в этом случае я доволен постановкой". У Кристофера Нолана особых правил нет, он просто не любит, когда на съемочной площадке кто-то пользуется мобильными телефонами.

Говоря о рабочем процессе, Мендес не мог не спросить коллег о максимальном количестве дублей за одну сцену, которые случались в их карьере. Победу в импровизированном конкурсе одержал Финчер, который сделал 107 дублей за раз. На втором месте оказался Стивен Спилберг с 50 дублями в сцене охоты на акулу в "Челюстях", ну а бронзовым призером стал Содерберг. Его рекорд - 48 дублей. Кристофер Нолан, к примеру, дубли вообще не считает, а София Коппола всегда ограничена временными рамками, поэтому много дублей для нее просто роскошь.

Любой режиссер за свою карьеру рано или поздно сталкивается с необходимостью снять сцену взрыва, поэтому Сэм Мендес поинтересовался, каким взрывам отдают предпочтение деятели кино сегодня: натуральным или же нарисованным с помощью компьютера. Стивен Спилберг не смог удержаться и похвастался тем, что картина "Спасти рядового Райана" содержит в себе полностью натуральные взрывы. Эдгар Райт также придерживается мнения, что настоящие взрывы куда лучше нарисованных. А Пол Гринграс - за компромисс, он использует оба варианта.

Но самым провокационным вопросом из всех, что задал Сэм Мендес режиссерам, стал вопрос, почему они не стали просто бухгалтерами. В ответ многие пожаловались на плохую память и проблемы с математикой, Дэвид Финчер с сожалением отметил, что для такой работы у него недостаточно хорошо развиты коммуникативные навыки, а Эдгар Райт признал, что он далек от звания лучшего в мире режиссера, но зато бухгалтером он бы точно был худшим.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники