20.10.2015 19:52
    Поделиться

    "Современник" открыл сезон спектаклем "Декамерон"

    "Современник" открыл сезон во Дворце на Яузе "Декамероном"
    Первая в новом сезоне "Современника" премьера прошла во Дворце на Яузе - пока ремонтируют основную сцену на Чистопрудном бульваре, спектакли театра будут идти здесь. Случайно или нет, но совпадение оказалось со смыслом: действие "Декамерона" у Боккаччо происходит тоже - именно во дворце.

    Во дворец, спасаясь от охватившей город чумы, отправляются семь женщин и трое мужчин. 10 дней рассказывают по очереди друг другу истории. Все сто новелл из книги Боккаччо режиссер Кирилл Вытоптов брать, разумеется, не стал, ограничился восемью. У самого Боккаччо далеко не все сюжеты были оригинальными, многие представляют собой пересказанные и переосмысленные легенды, восточные сказки и предания городского фольклора. "Декамерон" в театре "Современник" тоже в каком-то смысле коллективный труд - в соавторах у режиссера сценограф Нана Абдрашитова и актеры, все они приняли участие в сочинении этого спектакля (Дарья Белоусова, Никита Ефремов, Дмитрий Гирев, Николай Клямчук, Елена Козина, Клавдия Коршунова, Ульяна Лаптева, Анна Леванова, Илья Лыков).

    Своего "Декамерона" режиссер Кирилл Вытоптов кроил из историй с двойным дном, отказавшись от слишком литературных или слишком кинематографичных новелл (поэтому в спектакле почти нет пересечений ни с "Декамероном" Паоло Пазолини 1971 года, ни с одноименным фильмом братьев Паоло и Витторио Тавиани 2015 года). Какой-то общей темы нет, но есть один сквозной персонаж: карма у него такая, он за грехи расплачивается.

    Ульяна Лаптева поначалу является в мужской роли сэра Чаппеллетто, человека, обманувшего на предсмертной исповеди монаха и причисленного к лику святых. Потом она перебегает из новеллу в новеллу - но уже с тряпкой и шваброй. Логика в итоговой компоновке новелл скорее эмоциональная. Во втором акте пропадает даже линия молодых рассказчиков, остаются только притчи.

    Из старых притч режиссер попробовал вытянуть новые истины и создать современные смыслы. Музыкальную классику замесил с поп-хитами, а спа-салон с исповедальней. При этом эротизма как такового практически не осталось. По крайней мере современных детей таким не испугаешь.

    Падение нравов? Его вроде бы иллюстрируют такие шутливые мизансцены: скажем, под исповедь Алатиэль монах машет ручкой, как буддистский "кот счастья" (он же "денежный кот"). Или "ангел", совращающий честную женщину, облачен (или разоблачен), как стриптизер, а потом надевает на себя медвежью шкуру. Обхохочешься.

    В спектакле есть такие тонкие шутки-отсылки: например, дама, погребенная заживо и обнаруженная в склепе своим верным рыцарем, придя в себя, выдает, как сломанная кукла, набор штампов-цитат от "Ромео и Джульетты" до "Евгения Онегина". Она же рожает вместо младенца яйцо - но так и муж у нее "яйцеголовый". Тут тоже надо смеяться.

    Юмор на грани или за гранью фола, но как бы очень театральный - герой уплетает содержимое ночного горшка и объясняет изумленной партнерше по сцене (не персонажу, а актрисе): "Уля, мы в театре, это - пирожное-картошка". Есть шутки и поскабрезней, хотя и поплоще, вроде розы, доставаемой из трусов со словами: "Это вам, доктор"...

    Хотя, конечно, Боккаччо и сам перерабатывал анекдоты и не боялся историй "ниже пояса". Всегда ли он был образчиком вкуса?

    Шесть веков назад "Декамерон" был включен в "Индекс запрещенных книг". Церковь настаивала, чтобы автор отрекся от своего произведения. В книге увидели не просто коллекцию скабрезных сцен и картинок - но и некие "язвы", разъедающие общество. Боккаччо поначалу порывался сжечь свое творение, но не сжег, а просто стеснялся его - в старости. Режиссеру Вытоптову в этом смысле проще - по сути Боккаччо у него стерилен, все настолько целомудренно, что и опасаться всерьез, будто спектакль коснулся неких глубинных механизмов падения общественных нравов, совсем не стоит. А будет ли на склоне лет режиссер стесняться своего "Декамерона" - кто ж это может предсказать? Решительно никто.

    Тем временем "Современник" готовится к новым премьерам. В декабре произойдет реинкарнация одного из самых популярных спектаклей театра - "С наступающим...". Один из исполнителей главных ролей Сергей Гармаш останется на сцене, а вот Леонида Ярмольника заменит петербургский актер Игорь Скляр (он впервые выйдет на сцену "Современника").

    В начале следующего года Дмитрий Брусникин начнет репетировать спектакль "Обитель" по роману Захара Прилепина. Пьеса уже пишется молодым драматургом Ярославой Пулинович. А главным событием сезона, обещают, станет для театра юбилей - 15 апреля, будущей весной, "Современнику" исполнится 60 лет: вот как незаметно пролетели годы.

    Поделиться