На экраны вышел триллер "Визит" Найта Шьямалана

Сбежавшую 15 лет назад из дома дочь находят в Интернете родители.

Побег обернулся для девушки рождением двоих детей и последующим разводом. Теперь постаревшие родители, работающие психотерапевтами в клинике для душевнобольных, просят ее отправить к ним в глушь на каникулы внуков, которых они никогда не видели, - 15-летнюю Бекку и 13-летнего Тайлера. Сначала выясняется, что дом родственников находится на отшибе и там не ловит мобильная связь. Затем становится ясно, что психотерапевтам самим не помешает живительная доза галоперидола - бабушка с наступлением темноты рыщет голышом и царапает стены, дедушка сидит в сарае с ружьем во рту.

Когда-то картины М. Найта Шьямалана получали номинации на "Оскар" и в них снимались звезды уровня Брюса Уиллиса и Марка Уолберга, что сегодня кажется всеобщим помутнением. Ничем иным шумиху вокруг фигуры Шьямалана и не объяснишь. Его лучшим работам ("Шестое чувство", "Непобедимый") нельзя отказать в изобретательной концовке - в них есть неожиданный финт, который ставит все с ног на голову, что снискало этим картинам славу "головокружительно умных триллеров" (цитата из профессиональной рецензии). Однако трезвый взгляд из 2015 года поставит под сомнение высокую степень удачности даже тех фильмов Шьямалана, которые считаются хорошими. Положа руку на сердце, ничего кроме финального трюкачества в них нет, они представляют собой набор примитивных сценарных схем с ходульными персонажами и глуповатой моралью. Слово "глуповатый" здесь ключевое, если задаться целью лаконично описать кинематограф Шьямалана, то эпитета точнее не подберешь.

Шьямалана выбил из высшей лиги провал "После нашей эры" - первого блокбастера с Уиллом Смитом, принесшего убытки. Дешевым "Визитом" он де-факто начинает все с чистого листа. Справедливости ради следует сказать, что бюджетная диета пошла автору на пользу - "Визит"выглядит приличнее многих его опусов.

Что, однако, не повод считать эту картину, являющуюся в каком-то смысле парафразом "Красной Шапочки", бог весть каким достижением. Пытаясь нагнетать саспенс, режиссер тут демонстрирует свою застарелую болезнь - когда он говорит всерьез, выходит наивно и смехотворно. Вот бабушка просит свою внучку почистить духовку изнутри - и та соглашается, причем не единожды. Более того, во второй раз девочка точно знает, что старушка съехала с катушек. Стремительные перемещения раздетой бабули, которая якобы страдает "вечерней спутанностью сознания", тоже должны пугать, но ничего, кроме чувства неловкости, не вызывают.

По-настоящему страшно становится, напротив, когда Шьямалан пытается шутить. Комические рэп-куплеты тут читает Тайлер, страдающий от гормонального взрыва - и это невыносимо на физическом уровне. Но для самых нечувствительных Шьямалан приберег шутку на финал, в которой фигурирует маньяк, испачканные подгузники и лицо - редко в чьих руках жанр хоррора, который часто не гнушается физиологичностью, может обернуться такой безвкусицей и тошнотворностью.

"Как мне теперь это развидеть?" - восклицает подросток, увидевший сверкающую ягодицами пожилую женщину. В этот момент многие наверняка выразят солидарность персонажу не только из-за содержания конкретной сцены, но и картины "Визит" в целом.