"Скорость: Автобус 657": разумное, доброе, банальное по-голливудски
С самого начала следует расставить кое-какие точки над кое-каким "i". "Скорость: Автобус 657" не имеет никакого отношения к франшизе, бодро стартовавшей в 1994 году с двух "Оскаров" и заглохшей на первом же сиквеле в 1997-м. Дело в том, что в оригинале фильм называется одним скучным словом Heist (ограбление), и российские прокатчики решили это исправить. Хотя, надо признать, и там, и там есть автобус с пассажирами, который большую часть хронометража несется по дороге.
Теперь - к повестке дня. При взгляде на имя режиссера и его более чем скромный послужной список руки чешутся пошутить, что Роберт Де Ниро, подписывая контракт, перепутал Скотта Манна с его знаменитым однофамильцем Майклом. Но, даже если это и так, молодой британский кинематографист в грязь лицом не ударил.
Основная часть фильма начинается с ненарочной (ой ли?) аллюзии на финальную сцену нашего "Бумера", а затем превращается в большую погоню с короткими остановками и поворотами различной крутизны.
Чтобы мы не заскучали, повествование напичкано персонажами, и чуть ли не каждый из них заботливо снабжен сценаристами отдельной моральной дилеммой. Центральное действующее лицо - тот самый крупье в исполнении Джеффри Дина Моргана - постоянно балансирует между желанием никому не навредить и необходимостью доставить деньги в больницу в срок. Его компаньону - брутальному реслеру Дейву Батисте - приходится выбирать между возможной потерей лучшего друга и риском потерять куш. Женщина-коп Крис (чемпионка по ММА Джина Карано) долго не может определиться, стоит ли верить опасному преступнику с добрыми глазами. И так далее.
Де Ниро вместе с второстепенной, но важной ролью досталась, пожалуй, самая сложная и ключевая для развязки дилемма. Его герой - Фрэнк Поуп, владелец казино-вертепа, который только собрался отойти от дел, как вдруг такая неприятность. Фрэнк - тот же Сэм Ротстин из нетленки Скорсезе, только старше и со своим набором проблем. Его образ отягощен множеством крупных деталей вроде набора незыблемых личных правил и перманентным тяжким выбором между электронной сигаретой и обычной. Кроме того, ему к финалу предстоит сильно изменить свое отношение к жизни под гнетом обстоятельств.
И как бы Джеффри Дин Морган ни старался обращать на себя внимание фактурной щетиной и прилежной актерской игрой, Де Ниро его таки затмевает, что, впрочем, не слишком мешает самой картине. За перипетиями следить не скучно, обязательные для криминального триллера про ограбление неожиданные сюжетные ходы действительно неожиданны, а один из них вкупе с последующим сольным выходом Моргана так и вовсе пробирает до костей.
О подобных кинолентах обычно говорят такие банальности, как "держит в напряжении" и "заставляет задуматься". "Автобус" и вправду сеет разумное, доброе, банальное, и делает это по-голливудски: с кровью, продажными копами, жестокими убийствами и прочими развлекательными атрибутами. Зато без особого пафоса и каких-либо претензий на новое слово в жанре.