Положение Sharp устойчивым не назовешь - компания теряет долю рынка, проигрывая конкурентам из Японии и Южной Кореи. В июле - сентябре 2015 года ее операционная прибыль рухнула на 86 процентов по сравнению с тем же периодом 2014-го, составив скромные для корпорации 29 миллионов долларов. В начале ноября генеральный директор Sharp Козо Такахаши объявил, что корпорация ведет переговоры с компаниями, которые могли бы приобрести ее бизнес по производству жидкокристаллических дисплеев.
С призывом о помощи обратились и к сотрудникам компании. Им рекомендуют приобретать телевизоры, холодильники, кондиционеры и многую другую технику собственного производства. "Компания находится в очень тяжелом положении, просим вас о сотрудничестве", - говорится в письме, которое получили работники. Каждый руководитель высшего звена должен потратить на свою продукцию более 1600 долларов, средний менеджмент около 800 долларов, обычные сотрудники около 400 долларов. Для продаж будет открыт специальный внутренний сайт, а с каждой покупки сотруднику обещают вернуть 2 процента потраченных денег. Акция, носящая всеобщий для компании характер, должна стартовать 20 ноября и продлиться до 29 января 2016 года.
"Sharp сделала правильный шаг в тяжелые для себя времена. Идея удачно прикладывается к японскому менталитету с их понятием преданности своему предприятию, уровень которой выше, чем в США или Европе", - говорит декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей Календжян. Формирование подобного корпоративного духа - это главная часть сложной системы японской культуры управления, включающей и пожизненный наем работников, и воспитание психологии принадлежности к группе. Такой подход часто используется в крупнейших конгломератах (кэйрецу), в один из которых входит и Sharp.
По словам Сергея Календжяна, ответственность за положение компании в Японии взаимная, руководство в кризисные времена тоже отказывается от большого количества благ. "В целом каждый делает для спасения компании что может, включая рядовых работников. Кстати, они могут купить товаров на сумму даже большую, чем им порекомендовали", - отмечает собеседник "РГ". Такой подход компании он называет оправданным, шагом вперед по сравнению с памятной многим выдачей продукции предприятия вместо зарплаты.
"Схожая практика, так или иначе связанная с корпоративной преданностью, широко практикуется во всем мире, включая немецкие и австралийские компании, а также некоторые российские компании. Просто так широко, как в случае с Sharp, она не афишируется", - продолжает Сергей Календжян.
Чаще всего в России и Европе работников стимулируют приобретать свою продукцию не таким способом, какой выбрали в Японии, а через систему скидок. По словам собеседника "РГ", развитие корпоративной культуры, аналогичной японской, возможно и на российской почве, но для этого нужно соблюдать главное условие - любовь между работниками и руководством должна быть взаимной.