Ход конем - по голове

Рецензии
    20.11.2015, 17:05
Бобби Фишер с детства не отличался крепким психическим здоровьем - спасибо родителям. Зато мог обыграть кого угодно в шахматы, чем и занимался до тех пор, пока на его пути не встал король слонов и атаман ферзей, сумрачный гений из Советского Союза Борис Спасский.

2.0

Давайте признаем: шахматы - не самая динамичная и захватывающая игра. Поэтому, чтобы снять о самом знаковом в ее истории событии хорошее кино, неплохо бы сделать это бодро, весело, но так, чтобы донести до широкого круга зрителей, почему противостояние Бобби Фишера и Бориса Спасского называли в свое время "матчем столетия".

Для воплощения этого благого начинания пригласили Эдварда Цвика, фильмы которого ("Легенды осени", "Последний самурай"), помимо несомненной высокой художественной ценности, обладают еще и удивительными седативными свойствами. К чести Цвика, в новой картине он изо всех сил старается не дать нам заснуть.

Раз в 15-20 минут он включает какой-нибудь серф или рок-н-ролл и крутит под него монтажную нарезку. Обложки газет чередуются с выпусками новостей, где дикторы на разных языках тараторят примерно одно и то же: "Бобби Фишер - новая сенсация!" За дикторами следуют улыбающиеся американцы, машущие флагами и приобщающиеся к великой древней игре.

Тем не менее в шахматы играют только психи. По крайней мере, так говорят люди на экране. Но матч Спасский-Фишер очень, очень важен, потому что это "Третья мировая война на шахматной доске". Потому что посмотрите только, как их русский чемпион выглядит. Весь с иголочки одет, ходит вальяжно, а за ним целая свита из агентов КГБ в черном.

То ли дело наш-то. Параноик, конечно, зато эксцентричный. Людям не нравится, когда кто-то умнее их, зато если он хотя бы немного психически неуравновешен, то место ему на Олимпе рядом с рок-звездами. Пусть даже он и не рок-звезда, а шахматист.

Кстати о шахматах. Они в фильме вдруг оказываются вообще ни при чем. С тем же успехом герои могли бы играть в "Чапаева" или в поддавки. Зачастую главная тема вообще забывается где-то за кадром.

Фишер впервые встречается со Спасским. Борис медленно подходит к своему визави, возвышаясь над маленьким Бобби, широко улыбается и здоровается. Смена кадра. Бобби выходит из здания. "Почему вы проиграли?" - спрашивает журналист. "Если я объясню, вы все равно не поймете", - отрезает великий гроссмейстер. Ну, ничего, наверное, дальше будет понятнее.

Фишер после нескольких минут нервных размышлений ставит своего слона на место пешки противника. Вдруг его лицо перекашивает гримаса ужаса, руками он хватается за голову. "Это самоубийство", - радуется советский тренер. "Да, это самоубийство", - подтверждает наставник Фишера. Спасибо, теперь все понятно.

Предфинальные титры, какие обычно бывают в конце любого байопика. "Шестую партию противостояния Спасского и Фишера называют лучшей в истории шахмат". Ох, как познавательно. Узнать бы еще, почему ее так называют. Жаль, нам забыли об этом поведать в замечательной драме про параноиков "Жертвуя пешкой".