Экс-глава Пентагона призвал Вашингтон объединиться с Москвой против "ИГ"

Бывший министр обороны США Чак Хейгел раскритиковал подходы администрации Барака Обамы к борьбе с экстремистской группировкой "Исламское государство" (организация запрещена в России) и призвал к более тесному сотрудничеству с Москвой. Такое мнение Хейгел, возглавлявший Пентагон до начала 2015 года, высказал в воскресенье в интервью телеканалу CNN.

Экс-министр обороны не стал напрямую утверждать, что стратегия его бывшего босса в Белом доме является фиаско. Однако дал понять, что не полностью разделяет подходы администрации. "Я всегда считал, что США необходимо более четко определять свою политическую стратегию параллельно с военной, - сказал Хейгел, описывая свои рекомендации Белому дому в бытность министром обороны. - У этой проблемы (борьба с "ИГ") нет военного решения". Он признал, что такого противника, как "ИГ", "ранее видеть не доводилось", сославшись на используемую боевиками идеологию, тактику действий через социальные сети, их разветвленные источники финансирования.

По его мнению, "для начала в Сирии необходимо создать платформу стабильности". "Россия должна быть частью этой работы и, я думаю, Иран тоже", - заметил Хейгел. На вопрос ведущего о том, означает ли это создание альянса с Россией, бывший глава Пентагона ответил: "Нам необходимо использовать наличие общих интересов. Какова общая угроза для всех этих стран? Каковы наши общие интересы? Это "ИГ". Вот вокруг этого и необходимо строить дальнейшую работу. У нас есть и будут разногласия с Ираном, с Россией. Но мы не должны быть заложниками этих разногласий. Давайте сконцентрируемся на ключевой угрозе и будем отталкиваться от этого".

Экс-министр призвал США более четко определить свои приоритеты и ответить на вопросы: "Кто является противником? Президент Башар Асад? Или "ИГ"?". Хейгел дал понять, что лично он с одной стороны разделяет критику в адрес Асада и призывы к его уходу, а с другой считает эту задачу менее приоритетной, чем противостояние террористам: "ИГ" представляет реальную угрозу, в том числе нашей стране. Я не думаю, что можно найти решение по Асаду до тех пор, пока не будет представления о том, что делать с "ИГ".

Примечательно, что именно такой подход - "сначала борьба с терроризмом, а потом политическое урегулирование" - лежит в основе позиции Москвы по Сирии, в то время как администрация США и ее союзники, напротив, настаивают на параллельном решении этих задач, называя политику Асада причиной укрепления ИГ в стране.

Позиция Хейгела по ИГ и Асаду, как сообщала ранее газета New York Times, стала одной из основных причин решения о его отставке в ноябре прошлого года. Тогда Хейгел подготовил и направил письмо главе Совета национальной безопасности Сьюзан Райс, являющейся одним из ключевых советников президента, указывая, что стратегия против "ИГ" будет неэффективной, пока администрация не определится со своим видением судьбы президента Сирии в контексте операции. Однако в Белом доме придерживались своей точки зрения и, как отмечала газета, "полагающийся на своих советников президент так и не сделал главу Пентагона частью механизма выработки и принятия решений, к нему сохранялось настороженное отношение со стороны ближайшего окружения Обамы".

Преемник Хейгела на должности министра обороны Эштон Картер, напротив, является одним из наиболее высокопоставленных в администрации противников военной координации с Россией по Сирии. В соответствии с позицией администрации Картер долгое время избегал прямых контактов с министерством обороны РФ. Хотя он вступил в должность еще в начале 2015 года, его первый и пока единственный телефонный разговор с российским коллегой, посвященный борьбе с "ИГ", состоялся только в конце сентября. Картер активно критикует операцию ВКС РФ в Сирии и утверждает, что военное взаимодействие между американскими и российскими военными не будет возможным, пока Москва не откажется от поддержки президента Башара Асада. В Белом доме в целом разделяют этот подход, однако в тоже время дают "зеленый свет" усилиям госсекретаря США Джона Керри, настаивающего на необходимости участия России в дипломатическом процессе по урегулированию в Сирии.

Кстати

Позиция Хейгела хотя, увы, и не свидетельствует о развороте курса США в отношении Сирии - в администрации дали понять, что, несмотря на теракты в Париже, коренных изменений ни по военной кампании, ни по судьбе Асада, ни по сотрудничеству с Россией пока ждать не следует - однако указывает на обострение внутренней дискуссии по этим вопросам в американском истеблишменте. В свете масштабных атак "ИГ" во французской столице призывы к взаимодействию с Россией не являются одиночными.

Так, бригадный генерал Питер Звак, занимавший должность военного атташе США в России с 2012 по 2014 год, в своей статье в издании Defense One высказывает следующую точку зрения: "Администрация Обамы должна дать политическое согласие на встречу министра обороны Эштона Картера и главы Комитета начальников штабов Джозефа Данфорда с российскими коллегами - Сергеем Шойгу и Валерием Герасимовым". Ситуация в Сирии, по его мнению, "представляет такую возможность", особенно в свете атак "ИГ" в Париже и теракта в отношении российского авиалайнера в Египте. Он признает, что "существуют справедливые аргументы против возобновления военного диалога", приводя в их числе разногласия по Украине, однако заключает: "Без диалога наши военные отношения будут еще более опасными и подверженными просчетам, неверным интерпретациям. Без прямого контакта военного руководства мы даже не можем приступить к рассмотрению шагов, которые обеспечили бы взаимовыгодное и безопасное будущее".

Между тем

Центральное командование вооруженных сил США в докладе для Белого дома умышленно преуменьшало военную мощь боевиков "ИГ", пытаясь скрыть собственные промахи в процессе подготовки сил безопасности Ирака. Как сообщила газета New York Times со ссылкой на источники в военной разведке США, аналитики в прошлом году подготовили записку о стремительном захвате боевиками "ИГ" новых городов и территорий, отступлении иракской армии. Однако в итоговом варианте записки, которая легла на стол президента, уже не было упоминаний о бегстве иракских солдат, обученных и подготовленных американскими инструкторами, а использовались формулировки об их передислокации.