Гена у нас в "Ералаше" рисковал жизнью. Это было в знаменитом сюжете "40 чертей и 1 зеленая муха", где он играл учителя-практиканта в итальянской школе. Там был момент, когда он прячется под партой, в которую главный хулиган класса Гверески бросает начиненный взрывчаткой апельсин и тот взрывается. Первый дубль сняли - начали второй. Бросаем апельсин, взрыв. "Гена, пошел!" - кричим ему. Он должен был высунуть голову в вырезанный в столе квадрат, но время идет, а Гены нет! Мы туда, а Гена горит! На нем от "апельсинной" пиротехники загорелся костюм, но мы его быстро потушили. Несгораемым оказался Гена.
Мы, кстати, снимали этот сюжет в старой московской школе, где бабушка Хазанова была когда-то директором, но после таких дел нас оттуда выгнали пожарные.
Однажды, в начале 90-х, когда мы с Олейниковым только начинали, Гена приехал к нам на концерт в какой-то ДК, совсем не в центре. Приехал, посмотрел от и до, потом мы собрались в гримерке, и он взялся за "разбор", профессиональный, очень подробный. И вдруг в дверь заглянули две девушки от наших возможных спонсоров, мы на этот день договорились о встрече. Я им - мол, что поделать! народный артист! - и дверь закрыли. Заглянули раз, другой, Гена на них смотрел-смотрел... Наконец после очередного "заглядывания" сказал: "Понял, ребята, я некстати, у вас тут вроде "намечается". Быстро собрался и, подмигнув мне, уехал. Понял, видно, что тут не до искусства.
И оказался прав - одна из девушек стала потом моей женой. А ее компания - нашим спонсором.
Я хочу вспомнить историю, которая показывает, насколько Гена командный игрок и вместе с тем актер гибкий и эмоциональный.
1998 год, мы начинаем репетировать "Ужин с дураком", пьесу смешную и глубокую. В зале рядом со мной Володя Меньшов, репетирующий сцену, где ему надо громко смеяться, на сцене Гена, играющий с Олегом Басилашвили одну из первых сцен пьесы, абсолютно нейтральную, сцену знакомства персонажей. Она не предполагала реакции зала - и вдруг из-за моей спины раздается дикий хохот Меньшова. Володя просто начал отрабатывать мое задание, а я вижу, что Гена принял смех на свой счет, начал "поддавать" в сцене, к недоумению Олега, эмоций. Я понял ситуацию, не могу сдержаться, тоже веселюсь - Хазанов слышит и это и расходится уже не на шутку...
Потом, когда мы уже вместе смеялись над ситуацией, он говорил, что у него просто выросли крылья за спиной в этот момент: если уж режиссер смеется, то это полная победа!
Геннадий Викторович - человек добрейший, но при этом ни на секунду не перестающий быть сатириком, тонким и "забористым". К счастью, у нас с ним часто совпадают и вкусы, и мнения. Помню, в шоу "Один в один" номер был, Сати Казанова изображала Псая, корейца, чей клип Gangnam Style собрал миллионы просмотров. В жюри мы с Хазановым рядом, и ему, вижу по лицу, как и мне, непонятно, почему к этой странной личности, которую показывает Сати, так тянутся молодые - это стеб такой? Юмор? И тут Хазанов повернулся и говорит: да, Любаша, не каждый Псай добежит до середины Кореи! Сказал, прямо как спичкой чиркнул! Почему не каждый? Да ведь корейцы едят собак!
За последние 70 лет Хазанов мало изменился, оставшись тем же придумщиком и провокатором, что и раньше. Пару недель назад он попросил меня прийти в Театр Эстрады на премьеру оценить его продюсерскую работу. Я пришел на служебный, мы встали с Геной за кулисы, курим и почему-то ждем, пока зал заполнится. Я уже чую подставу, но виду не подаю. Наконец меня сажают с краю в 4-м ряду, начинается действие.
Со сцены раз за разом начинают звать какого-то Фрэнка, того все нет, да и в программке нет такого. Вдруг мощнейший луч света - и в меня! И речь о Фрэнке. Потом меня еще и еще слепят - оказывается, это все обо мне речь! Это я у них Фрэнк! Много чего смешного я "о себе" со сцены выслушал, а потом меня и кланяться вытащили под аплодисменты. Оказывается, Гена придумал таким нарицательным Фрэнком каждый раз делать новую знаменитость, и я был первым... Говорю же, он не стареет.
Дело было на моем юбилее в Кремле. Вижу - выходит на сцену генерал царской армии, эполеты, парик, треуголка. В первую секунду я не узнал его в гриме, узнал на вторую - Гена! Он поздравлял меня, как Бенкендорф, - выспренне, торжественно и очень смешно, а закончил стихами от имени Пушкина. (Когда Хазанов, направляясь на этот юбилей, в шитом золотом мундире въезжал в кремлевские ворота, охранник спросил у него документы. "Это вы у меня спрашиваете?" - надменно переспросил артист-жандарм. Охранник опешил: "Нет, у водителя" - и пропустил машину. - Прим. А.В.)