Снижение оборота неизбежно привело к сокращению ИТ-бюджетов ретейлеров. Меньше всех пострадал продуктовый ретейл, где сокращение составило 5-10 процентов, больше всех - сегменты, ориентированные на продажу импортных товаров - здесь этот показатель достигает 50-60 процентов.
Вместе с тем именно инвестиции в автоматизацию отрасли должны стать фундаментом, на основе которого будет возможен дальнейший рост розничной торговли. "Ретейл - один из наиболее высококонкурентных сегментов бизнеса. Именно поэтому тема повышения эффективности управления, в том числе за счет применения новых информационных технологий, будет всегда актуальна для торговых компаний. Кризис же выступает сейчас дополнительным "фактором", подводящим к необходимости решения этого вопроса, - объяснил менеджер по продажам и маркетингу РДТЕХ Эдуард Картавый. - И, на мой взгляд, особенно важной является задача по оптимизации управления бизнес-процессами, среди которых детальный анализ продаж в разрезе торговых категорий, поставщиков товаров. Использование аналитических решений и инструментов помогает компаниям прогнозировать продажи, формировать рекомендации по закупкам и контролировать запасы в хранилищах. Имея в наличии подобную аналитику, можно планировать изменение спроса на товар и оптимизировать работу с поставщиками, принимать обоснованные антикризисные решения".
Эксперты рынка отметили, что среди ретейлеров сегодня наибольшим спросом пользуются Omni-channel платформы, они предусматривают интегрированный подход к клиенту - покупатель имеет возможность оформить заказ, как в магазине, так и в Интернете или по телефону, оплатить любым способом и получить товар там, где ему удобно. С помощью этого инструмента можно наладить мультиканальные продажи. "Повысить эффективность ретейл-бизнеса и привлечь клиентов помогают решения класса аналитических CRM и Big Data. Они собирают информацию о покупателях, историю взаимодействия компании с клиентами. С помощью этих решений можно анализировать поведение аудитории, сегментировать ее и формировать персональные предложения. Система управления лояльностью дает возможность использовать все инструменты для поддержки хороших отношений с клиентами (подарочные карты, купоны, бонусы, скидки). Очень перспективным является направление биометрических технологий, например - распознавание клиентов по фото- и видеосъемке. Они открывают большие возможности для персонализированного обслуживания, маркетинга в реальном времени и дают массу дополнительной информации для более глубокого изучения поведенческих особенностей клиента, - рассказал партнер компании AT Consulting, директор практики Siebel CRM Алексей Макеев. - Но не стоит забывать, что повышение уровня удовлетворенности и лояльности клиента зависит не только от внедрения ИТ-решений, но и от грамотного построения бизнес-процессов".
Eще одно недооцененное решение в ретейле - Digital Signage. Для крупных ретейлеров это способ получения прямого дохода от размещения рекламы тех брендов и конкретных товарных позиций, которые представлены в крупном магазине, торговом центре или сети. "Система состоит из неограниченного количества экранов, которые можно расположить в торговых залах или галереях. Управление содержанием на этих панелях производится централизованно и информирует покупателей о масштабных акциях и уникальных предложениях. Например, на входе в рестораны в какой-то торговой галерее может быть одна информация, просто в коридорах - другая, в торговых залах того или другого типа - третья и четвертая, но на одном мониторе можно вносить изменения и обновления этой информации. Очевидно, что крупному ретейлеру выгоднее разместить рекламу сразу в магазине, куда покупатели пришли с деньгами и настроением покупать, - считает заместитель генерального директора КРОК Дмитрий Токар. - При этом рекламную кампанию можно запустить в считаные минуты сразу во всех торговых точках ретейлера, независимо от их удаленности друг от друга, экономя при этом не только временные, но и финансовые ресурсы. Один из таких проектов - создание централизованной системы распределения и отображения информационного и рекламного медиаконтента в комплексе зданий Центра международной торговли (ЦМТ). Благодаря внедрению этой системы теперь возможно управлять контентом панелей из единой точки, настраивая его отображение в определенное время в определенном месте. Помимо этого, в корпусах ЦМТ были оборудованы рекламно-информационные мониторы, информационные видеостены и информационно-сервисные киоски интерактивной навигации - в совокупности более 300 визуальных носителей решают проблему ориентирования, информирования и мотивации посетителей на территории всего комплекса".
Ретейлу, который оказывает услуги исключительно в Интернете, эксперты порекомендовали обеспечить быстродействия своей торговой площадки в любое время (даже в пиковые часы, например, во время "черной пятницы") и с любого устройства - будь то ПК, ноутбук или смартфон.
"Не стоит забывать, что сервер работает не только на клиента, но и на самого продавца. Необходимо сохранять платежные операции, следить за количеством и территориальным распределением покупок, типами устройств и тому подобное. Решением для перегруженной сети станут продукты по оптимизации производительности приложений. С их помощью компании могут правильно распределить трафик по сети и значительно увеличить скорость работы сервера. Так, в нашей практике удавалось добиться 75 процентов ускорения. Как результат - бесперебойное качественное обслуживание. Особенно актуально это будет во время предновогоднего ажиотажа", - добавил глава представительства RiverbedTechnology в России и СНГ Александр Стулов.