Новости

27.11.2015 00:00
Рубрика: Digital

Камень с плеч, расход со сметы

Аутсорсинг сэкономит до 40 процентов затрат бизнеса
В период экономической нестабильности компании ищут новые варианты экономии.

В этом году многие руководители ИТ-подразделений задумались о возможности передать часть или всю ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг. По данным исследовательской компании Gartner, расходы на ИТ-аутсорсинг будут увеличиваться до 2018 года. А, по оценкам TAdviser, в 2015 году российский рынок ИТ-аутсорсинга вырастет на 5 процентов по сравнению с предыдущим и составит 69,6 миллиарда рублей.

Положительной динамике 2015 года способствует то, что при высоком курсе иностранных валют аутсорсинговая модель становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.

"Мы наблюдаем большую зрелость заказчиков в выборе модели построения ИТ-экосистемы. Вместо размещения и технической поддержки собственных серверов они начинают заказывать оборудование непосредственно у провайдеров услуг ЦОД, - отметил директор по продажам отдела корпоративного бизнеса Dell в России Светлана Мишина. - Кризис приводит к корректировке ИТ-стратегий компаний, поиску более выгодных с экономической точки зрения решений. И аутсорсинг ИТ-инфраструктуры - как раз одно из них. При текущем высоком курсе иностранных валют инвестиции в развитие собственной инфраструктуры (большая часть которой традиционно базируется на решениях западных вендоров) становятся экономически невыгодными. Достойной альтернативой выступает аутсорсинговая модель: заключение рублевых сервисных контрактов с российскими поставщиками ИТ-услуг".

В последнее время инвестиции в собственную ИТ-инфраструктуру становятся невыгодными

Представители отрасли подтвердили, что волатильность рубля сильно подкашивает экономику аутсорсинговых контрактов с превалированием импортных комплектующих и расходных материалов. Многие клиенты приходят на российский аналоги. "Позитивный фактор - это увеличение длительности аутсорсинговых контрактов. С одной стороны, это гарантирует стабильность как потребителям, так и поставщикам услуг, с другой - является проверкой на прочность для последних в кризисных условиях. Такие контракты предполагают меньшую маржу и заставляют аутсорсеров заботиться о собственной эффективности, - рассказал старший вице-президент по корпоративным продажам компании MAYKOR Павел Растопшин. - Экономия от аутсорсинга может достигать 30-40 процентов. Аутсорсер, предоставляя однотипные услуги для нескольких заказчиков, может обеспечить эту экономию за счет эффекта масштаба - стоимость единицы продукции, в данном случае услуги, падает при увеличении объема. Также плюс аутсорсинга в том, что он помогает показать истинную стоимость ИТ-сервисов, которая при инсорсинге размыта по разным подразделениям и порой неочевидна для бизнеса, что мешает принимать своевременные решения по оптимизации".

По наблюдениям представителей отрасли, сокращение затрат - главная цель, которую преследует большинство компаний, интересующихся аутсорсингом. "Заметен активный рост числа тех, кто стремится получить готовое решение и перейти на абонентскую модель потребления услуг. Желающих покупать отдельно серверы и отдельно решения стало намного меньше. По сути, сегодня востребованы три типа проектов. Когда компания получает услугу в чистом виде: доступ к бизнес-приложениям, и неважно, как подрядчик это обеспечивает. Во втором случае заказчику важно самостоятельно выбрать "железо", подумать над архитектурой системы вместе с исполнителем, но в итоге все передается на баланс и обслуживание аутсорсеру. Третий тип проектов - когда требуется сократить затраты за счет оптимизации уже имеющихся систем и инфраструктуры, без глубокой переделки архитектуры. Один из вариантов решения в этом случае - уход от прямых вендорских контрактов и перевод обслуживания на локального аутсорсера, - считает директор департамента сервиса и аутсорсинга компании "Техносерв" Никита Дергилев. - Бывают и более сложные ситуации. Прямо в условиях тендера могут быть описаны, например, такие условия: необходимо перевести 80 процентов штата ИТ-департамента в штат подрядчика, передать функцию поддержки и обслуживания и получить экономию не менее 10 процентов от текущих затрат. Исполнитель должен в этом случае правильно распорядиться новыми трудовыми ресурсами - например, дать им дополнительную нагрузку, чтобы суметь на этом еще и заработать".

Аутсорсинговая модель выгодна в любой отрасли, но больше всего востребована в компаниях с большим парком ИТ-оборудования. "В первую очередь это банковский сектор, телеком, государственные организации. На волне кризиса интерес к аутсорсингу наблюдается и в отраслях, пострадавших от снижения покупательской способности больше всего, - электронная коммерция, строительный бизнес", - добавила Светлана Мишина.


Автор:"Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Юлия Воронина
Digital Технологии Экономика Бизнес