- Евгений Акимович, зачем стандартизировать текущий ремонт жилья?
Евгений Хромушин: Один из основных принципов работы областного правительства - открытость. Губернатор Андрей Воробьев ставит задачу держать постоянную связь между властью и жителями. Введение стандартов делает траты на текущий ремонт прозрачными. Приведу две цифры: за год жители Подмосковья собирают на капитальный ремонт 11 миллиардов рублей. А на текущий - 12 миллиардов. Сборы соизмеримые, но если программу по капремонту, в которой расписаны и очередность, и объемы работ, вы можете посмотреть, то на вопрос, куда пошли деньги, собранные на текущий ремонт, ответите вряд ли. А я вам скажу: любимое занятие наших управляющих компаний - это уборка. Все деньги расходуются на уборку. Мы собрали воедино все действующие нормы технической эксплуатации жилья и на их основании хотим обязать управляющие организации в начале года составлять план работ по текущему ремонту, а в конце отчитываться по этому плану. И если в доме течет кровля, ее надо пусть частично, но ремонтировать, а не кивать на капремонт, который по графику должен быть через пять лет. Потому что в рамках правил эксплуатации жилья можно ежегодно менять текущим ремонтом по 20% кровли. Или по 15% инженерных сетей. И тогда через пять лет окажется, что ни то, ни другое капитального ремонта уже не требует.
- Но при такой системе пропадает весь смысл взносов на капремонт. Зачем их платить, если все проблемы в доме будут ликвидироваться текущим ремонтом?
Евгений Хромушин: Текущим все не получится. Есть лифты, которые стоят от 1,5 миллиона рублей. Есть крупные узлы теплоснабжения. Есть разрушения конструктивных элементов здания - фундамента, несущих конструкций... Кроме того, мы приняли решение о переходе с 2016 года к проведению комплексного капремонта с одновременными работами на всех системах дома. На это ни один дом за год денег не накопит. И логика капремонта не в том, чтобы текущую кровлю заменить на новую, а в том, чтобы улучшить ее технические характеристики. Вместо мягкой сделать жесткую, скатную, с гарантией на 30 лет и температурно-влажностным режимом, чтобы сосульки не образовывались. Или, например, жители платят за тепло три рубля с квадратного метра, а хотят платить два. Значит, надо утеплять фасад, ставить узел управления теплом, а это тоже далеко не текущий ремонт.
- Словом, того, что после стандартизации текущего ремонта жители начнут массово отказываться от взносов на капитальный, вы не опасаетесь?
Евгений Хромушин: Мы объясняем, что капремонт - это сокращение коммунальных платежей за счет новых технологий, это комфорт и безопасность жилья и, наконец, рост его рыночной стоимости. И взнос на капитальный ремонт является обязательным по закону, с неплательщиком будут судиться как за долги по всем остальным услугам. Кстати, подобная судебная практика в стране уже есть: не так давно был выигранный суд в Самаре. С должника в пользу регионального оператора капремонта взыскали и всю сумму платежа, и пени.
- Поскольку на дворе конец ноября, не могу не спросить о прогнозах на грядущую зиму. В каких муниципалитетах возможны сезонные аварии?
Евгений Хромушин: В этом году отопительный сезон в Подмосковье запустили на полтора месяца раньше, чем в прошлом, и все отопление мы включили за 10 дней. Но аварий все равно не избежать - коммунальное хозяйство области достаточно изношено. Наибольшее опасение вызывают военные городки. В Софрино-1, например, ситуация очень тяжелая. Возможны проблемы в городках Солнечногорского, Мытищинского и Серпуховского районов. Серьезное беспокойство вызывают дома, в которых проживают военнослужащие. Минобороны расторгло госконтракт с компанией "Славянка" - с 1 ноября она в Подмосковье уже не работает. Управляющая организация, пришедшая ей на смену, будет обслуживать только те дома, в которых 100% квартир принадлежит минобороны. Дома, в которых есть приватизированные квартиры, автоматически "упали" в муниципалитеты. Сейчас идут конкурсы на их управление, и какая бы сильная УК ни пришла, она получает зиму и незнакомый жилой фонд одновременно.
- Но ведь каждый дом независимо от того, где он расположен и кому принадлежит, обязан иметь паспорт готовности к зиме. Разве он не гарантия того, что дом спокойно переживет холода?
Евгений Хромушин: В области еще в прошлом году не было единой формы паспортизации домов, и каждая управляющая организация подписывала в муниципалитете, что хотела. В этом году мы ее разработали. И примерно 80% изначально оформленных паспортов оказались недостоверными. Пишут, например, что теплоизоляция инженерных сооружений произведена, а Госжилинспекция спускается в подвал и видит, что никакой изоляции и в помине нет. Или утверждают, что общедомовой прибор учета исправно работает, а на деле он даже не подключен к питанию. Двери в подъезды без доводчиков, окна дырявые сплошь и рядом. Все липовые паспорта мы вернули обратно, дали время на исправление. Второй заход был получше - недостоверными оказались 50% паспортов. В третий раз отбраковали только 10% документов. Понимая, что нужны дополнительные гарантии качества паспортов, мы ввели обязательное требование: на каждом из них должна стоять подпись старшего по дому. Не какого-то мифического собственника, которого потом найти никто не может, а конкретного человека, знакомого большинству жителей дома. Такого не заставишь расписаться за то, чего нет.
- А если при идеальном паспорте готовности к зиме коммунальная авария все же случается, управляющая компания несет ответственность?
Евгений Хромушин: Смотря какая авария. Если труба на входе в дом простояла 25 лет, у нее сечение на две трети забито. Но это не значит, что дом плохо подготовлен к зиме. А вот если труба рванула, а рабочие не могут перекрыть задвижку, потому что она не держит, это прямая ответственность управляющей организации, которая подписывала паспорт готовности. И Госжилинспекция ее оштрафует. В прошлом году таких случаев было много.
- Город Рошаль, за которым уже не первую зиму наблюдает вся область, к морозам готов?
Евгений Хромушин: Котельная и сети готовы. Теплотрасса еще может несколько раз за зиму рваться, но в Рошаль вложено столько сил и средств, что без тепла жители не останутся. Мы по сетям и котельным в целом по региону провели большую работу. Все проблемы сейчас привязаны к старому жилью. В Подмосковье есть рабочие поселки, где дома по полвека не ремонтировались. Имеются расчеты: чтобы поднять жилищно-коммунальное хозяйство области на нормальный уровень, нужно 200 миллиардов рублей. Чудом эти деньги не появятся. Поэтому концепция у нас такая: каждый год анализируем показатели по износу коммунальных объектов и на реконструкцию самых тяжелых выделяем муниципалитетам средства по областной госпрограмме. После лицензирования управляющих компаний перераспределили между ними дома, чтобы каждой досталось поровну и старого жилья, и новостроек, а то раньше УК охотно брали только новый жилой фонд, а все проблемные дома доставались МУПам. Ну и держим в тонусе областную аварийную службу, которая выезжает в муниципалитет, если местные власти в течение трех часов не могут ликвидировать аварию.
- Бывает ли так, что зимой эта служба простаивает?
Евгений Хромушин: Обычно ее сил, наоборот, не хватает. В прошлую зиму аварийная бригада совершила более 3 тысяч контрольных выездов и 500 связанных с работами. То есть два раза в день люди где-то работали. И были случаи, когда резервная передвижная котельная к месту аварии подгонялась, а работать в ней было некому. Поэтому к этой зиме мы подготовили дополнительную бригаду операторов котельных.
- Каков технический арсенал аварийной службы?
Евгений Хромушин: 10 передвижных электростанций, каждая из которых рассчитана на освещение целого квартала. 4 котельных, способных при полностью отключенном внешнем теплоснабжении отопить три-четыре многоквартирных дома. Более 10 насосных станций по перекачке воды, 4 для канализационных стоков. Гибкие рукава, позволяющие доставлять тепло и воду за 2 километра от установки резервных станций. Автокраны и экскаваторы. Передвижные бригады специалистов - электриков, сантехников, сварщиков.
- А что с долгами по газу?
Евгений Хромушин: Основная их причина в в том, что платежи населения не доходили до ресурсников. Причем жители, как правило, платили исправно, а управляющие компании направляли эти деньги непонятно куда. Но менее чем за полгода нам удалось снизить задолженность примерно на 50%. Сегодня она составляет 5,07 миллиарда рублей. Девять муниципалитетов - Шаховской район, Жуковский, Бронницы, Коломна, Протвино, Реутов, Фрязино, Черноголовка и Электросталь - полностью рассчитались по газовым долгам. Предприятия минобороны "РЭУ" и "Славянка" принесли нам еще миллиард рублей долгов. Но даже при этом мы ни на рубль не увеличили свой долг перед "Межрегионгазом". Из тех 5 миллиардов рублей, которые остаются, почти половина уже реструктуризированы, и мы понимаем, в какие сроки и как будем их отдавать.
- Как удалось погасить такую значительную часть?
Евгений Хромушин: Серьезно помогло внедрение единого информационно-расчетного центра. Сегодня в регионе работают более 150 офисных центров ЕИРЦ, которые ведут более 850 тысяч лицевых абонентов, или 31% всех лицевых счетов области. В планах до конца года обеспечить обслуживание 1,5 миллиона лицевых счетов. Это нелегко дается: сбор денег у населения - это бизнес, и противодействие со стороны недобросовестных управляющих компаний идет колоссальное. Но буквально за год активного внедрения расчетных центровпроизошло существенное сокращение задолженностей и управляющих организаций, и населения.
- Насколько вырастут тарифы в Подмосковье в 2016 году?
Евгений Хромушин: Около 4% для муниципалитетов без инвестиционной составляющей и на 6% с инвестнадбавкой. Муниципалитетов, которые пойдут по верхней планке, будет много - в 2016 году 26 районов предполагают выйти на концессионные соглашения, позволяющие включать инвестнадбавку в тариф. И мы ожидаем, что некоторые муниципалитеты попросят повысить им тарифы сверх предельно допустимого индекса. Закон разрешает местным советам депутатов обратиться к губернатору с такой просьбой. Сергиев Посад уже обратился.
- Зачем? По логике вещей депутаты должны радеть за то, чтобы тарифы снижались.
Евгений Хромушин: Профессионалы понимают, что 6% не хватит на модернизацию. И жители в большинстве своем нормально относятся к тому, что тариф повысят не на 6, а на 8%. Но зато через два года они смогут пить чистую воду, а не тот ржавый коктейль, который идет у них из крана сегодня. И здесь опять важна открытость власти и обсуждение всех вопросов с жителями.
Справка "РГ"
Евгений Хромушин, 39 лет.
Окончил Московский государственный институт электроники и математики по специальности "Метрология и метрологическое обеспечение". Кандидат экономических наук.
До 2006 года работал в коммерческих структурах, затем в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. С 2009 по 2013 годы занимал должность замруководителя департамента. В 2013 - 2014 годах работал заместителем начальника инспекции Счетной палаты РФ.
14 октября 2014 года назначен министром жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Женат, воспитывает сына.