30.11.2015 12:10
    Поделиться

    Почему Урал не стал родиной первого российского велосипеда

    Урал порождает специфические, "промышленные" мифы. Один из них увековечен в бронзе в центре Екатеринбурга: изобретатель велосипеда мастеровой Ефим Артамонов.

    В историко-техническом музее Нижнего Тагила экспонируется даже железный велосипед, считавшийся транспортом, на котором Артамонов смог доехать до Москвы через леса, горы и реки. Осматривая впечатляющий экспонат невозможно не вспомнить вопрос гоголевского мужика: "Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" Ответ отрицательный: уральский изобретатель велосипеда Артамонов - личность насквозь мифологическая, уральский Левша. По преданию, он в 1800 году не только изобрел железную машину с огромным передним колесом, но и совершил первый велопробег с Урала в Москву, на коронацию Александра I. Вроде бы, произвел фурор и получил в награду вольную.

    - Никаких документальных подтверждений его существования не обнаружено, - говорит заведующий тагильским музеем Евгений Ставцев. - Артамонов - фикция, созданная пермским историком, который якобы нашел его могилу с тремя выбитыми датами: рождения, смерти, а между ними - год изобретения велосипеда. Но такой персонаж мог бы существовать. Демидовы, развивая производство, четко понимали свою выгоду, отмечали и поощряли работников-изобретателей. Достаточно вспомнить реальную историческую личность - Ефима Кузнецова, который привез в подарок государю Александру I механические музыкальные дрожки (ныне экспонат Эрмитажа). А в нашем музее - часы Кузнецова, которые до сих пор исправно ходят.

    Реальность Ефима Артамонова опровергает как логика, так и логистика. В начале XIX века Урал сообщался с европейской Россией исключительно речным путем: дорог не было (дрожки Кузнецова, естественно, доставили в Петербург в качестве груза, своим ходом они и за Урал не выехали бы, развалились). У "изобретения Артамонова" без рессор и зубчатой передачи не было шансов преодолеть полторы тысячи верст бездорожья.

    Лаборатория металловедения Нижнетагильского меткомбината, исследовав фрагмент колеса методом металлографии, доказала, что образец выполнен из мартеновской стали, которую в Тагиле начали лить лишь в 1876-м, гораздо позднее легендарного велопробега. Музейный "стальной конь", сделали вывод историки, выполнен в конце XIX века и, видимо, представляет собой самодельную копию английских велосипедов того времени. На фотоснимках можно увидеть мастеровых, которые, не имея денег на покупку импортной техники, собирали модные транспортные средства из подручных материалов.

    Народное сознание сплавило чудо-машину с демидовской политикой поощрения изобретательства и биографиями уральских "левшей" - Кузнецова, братьев Черепановых. Из этого сплава и сделан образ изобретателя велосипеда, в его "биографии" собраны типичные фольклорные сюжеты: герой с волшебным транспортным средством (вроде сапог-скороходов), который преодолел дремучие леса, получил драгоценную награду и преобразился из крепостных в вольные.

    - Словесное творчество рабочих - явление уникальное. Возникнув относительно поздно, уже в развитом обществе, и испытав множество влияний, оно сохранило в себе черты древнего мышления, - считает кандидат филологических наук Наталия Швабауэр, изучившая рабочий фольклор десятка европейских стран, а также Урала, Башкирии и Алтая, то есть территорий, где в экономике промышленный компонент преобладал над сельскохозяйственным. - Оно призвано передавать из поколения в поколение информацию о магических силах и, как правило, имеет хождение в пределах локальной группы.

    Таким образом, по части реальности Артамонов - родственник Огневушки-поскакушки и тех гномов, что постоянно куют кольца. Атрибуция его "железного коня" исправлена. В тагильском музее, кстати, имеется еще один "конь" - примерно векового возраста копия артамоновского. Ездить на нем, признается испытавший его Евгений Ставцев, невозможно - жестко.

    Поделиться