Ульяновцы передали ВТА первый самолет "Виктор Ливанов"

В Ульяновске передали первый самолет Ил-76МД-90А для военно-транспортной авиации (ВТА) Военно-воздушных сил России. Это третье по счету воздушное судно, выпущенное заводом "Авиастар-СП" по госконтракту для Минобороны. Первые два отправились на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, где на их базе создадут специальные авиационные комплексы.

Переданный ВТА самолет назвали "Виктор Ливанов". Именно благодаря Ливанову, выдающемуся авиаконструктору, долгое время возглавлявшему авиационный комплекс имени Ильюшина, в Ульяновске было создано производство Ил-76МД-90А (предыдущая модификация этих воздушных судов выпускалась в Ташкенте).

- Самолет предназначен для переучивания летчиков военно-транспортной авиации. Завтра примем его в состав нашего Центра подготовки летного состава в Иваново, - пояснил командующий ВТА Владимир Бенедиктов. - Работой мы довольны: совпали все заявленные из требуемых техзаданием характеристики. Ил-76МД-90А - это только внешнее подобие нашего испытанного Ил-76. По сути, это другой самолет, с новой авиаоникой, крылом, улучшенными топливными характеристиками, и, что самое важное для транспортного самолета, повышенной грузоподъемностью. Он имеет большие перспективы: на его базе будет идти развитие: это и топливозаправщики, и другие модификации.

"Виктор Ливанов" прошел полную программу заводских летных испытаний - самолет выполнил девять полетов, в числе которых - четыре так называемых предъявительских (их выполняет экипаж завода) и три - приемо-сдаточных. В августе воздушное судно представили на авиасалоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском.

Крайний заводской полет Ил-76МД-90А совершил 14 ноября: воздушное судно провело в небе около часа. На борту самолета находился груз массой около 40 тонн - военная техника и мешки с песком. Для летных испытаний ульяновская 31-я десантно-штурмовая бригада ВДВ предоставила два КамАЗа. Летчики управляли самолетом в продольном и боковом каналах, как в штатном режиме, так и в особых условиях эксплуатации.

- Еще один самолет для Минобороны, четвертый по счету, мы сдаем в декабре. Сейчас в производстве на заводе находится 10 воздушных судов, в 2016 году запускаем еще пять. В следующем году планируем сдать три самолета, с учетом топливозаправащика. А дальше будем наращивать объемы, - пояснил руководитель "Авиастар-СП" Сергей Дементьев.

Напомним, после того, как ульяновцы завершат строительство первого отечественного топливозаправщика Ил-78М-90А (он делается на базе Ил-76МД-90А, отличие - в дополнительных топливных баках), предполагается подписание еще одного контракта с Минобороны на поставку этих воздушных судов.

Владимир Бенедиктов сообщил, что военное ведомство ждет, когда на авиазаводе расширятся возможности производства, чтобы "увеличить боевой состав":

- Заявленные по госконтракту с Минобороны 39 самолетов - это только первый этап. В будущем мы надеемся на увеличение количества построенных воздушных судов, - пояснил командующий ВТА.

Кроме этого, в середине ноября министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков сообщил о том, что "Авиастар-СП" построит для МЧС шесть самолетов Ил-76ТД-90А. Это гражданская версия воздушных судов, которые собираются для военных.

Также ранее Сергей Дементьев заявлял, что в у Ил-76МД-90А "большие экспортные перспективы". По его словам, уже сейчас есть потенциальные заказчики - это Алжир, Казахстан, Иран и ЮАР. Первую машину на экспорт ульяновцы предполагают поставить в 2017 году.

Справка "РГ"

Ил-76МД-90А имеет другую, нежели у предшественника, конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190), оборудован пермскими двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США и построен с расчетом на будущее: соответствует и тем нормам, которые еще только должны вступить в силу. Оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3", дисплейной (стеклянной) кабиной с цифровым полем индикации самолетных систем и оборудования.

По ряду параметров воздушное судно не только не отстает от западных самолетов, но и во многом их превосходит - например, в возможности посадки на лед, а также на грунт без подготовки, парашютном десантировании техники и людей, автономной эксплуатации самолета за счет собственных возможностей.

Характеристики самолета:

Размах крыла - 50,5 метра, площадь крыла - 300 квадратных метров

Длина самолета - 46,6 метра, высота - 14,16 метра

Диаметр фюзеляжа - 4,8 метра

Размеры грузовой кабины: длина - 24,54 метра, ширина - 3,45 метра, высота - 3,4 метра

Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС-90А-76

Максимальная взлетная масса - 210 тонн, грузоподъемность - до 60 тонн\

Крейсерская скорость - 780 - 850 км/ч

Дальность полета с нагрузкой 52 тонны - 5000 км

Высота полета - 9,1 - 12,1 километра

Экипаж - 6 человек, личный состав в двухпалубном варианте - 225 человек.