На популярности футболиста слабая результативность, впрочем, никак не сказывается. Павел довольно опрометчиво назначил нам встречу в кофейне рядом с метро "Сокольники". И несколько раз другие посетители прерывали нашу обстоятельную беседу "вторжениями". "Я хоть и болельщик "Спартака", и был на матче, где ты нам забил, хочу пожать твою руку", - подходит к Павлу парень лет тридцати. "Жалко, что два не забил", - усмехаясь, парирует Погребняк.
По поводу вашей статистики в "Динамо" не переживаете?
Павел Погребняк: А чего там волноваться? Там ни голов, ни передач практически нет. Забил всего один мяч (грустно улыбается).
Может, задаетесь вопросом: "Что делать, почему не забиваю?"
Павел Погребняк: Ну, это банальные вещи. Могу только сказать, что работаю на тренировках.
Это понятно, но почему "Динамо" так мало забивает?
Павел Погребняк: Не спорю, есть такая проблема. Наш лучший бомбардир Кокорин забил всего четыре мяча. Надо в себе причины искать, почему так получается.
Может защитники стали жестче играть?
Павел Погребняк: Понятно, что когда человек из Англии приехал, к нему повышенное внимание. Но если бы я реализовал те моменты, которые у меня были, делил бы с Халком и Дзюбой первое место в списке бомбардиров.
Кстати клуб, за который вы больше всего отыграли за карьеру - это "Рединг". Можно сказать, легенда клуба - больше ста матчей.
Павел Погребняк: В "Зените" меньше разве?
Чуть-чуть, хотя тоже прилично. За него вы забили больше зато.
Павел Погребняк: Я, кстати, стал пристально следить за статистикой, потому что в Англии очень большое внимание придают этому. Прежде чем взять игрока, они смотрят на цифры - сколько отдал, забил. Раньше я не придавал этому значения. Ну не забил 2-3 матча, и черт с ним. Дальше, в четвертом, в пятом забью. Сейчас понимаю, что если ты хочешь игроком топ-класса, будь добр, забивай в каждой второй встрече.
В основном составе "Динамо" в этом сезоне нередко появляются сразу 11 россиян, но результаты не ахти. Добиваться успеха только с русскими игроками сейчас невозможно?
Павел Погребняк: Разве 11 россиян в составе - это не здорово?
Может и здорово, но результаты-то какие.
Павел Погребняк: Все равно здорово, когда ты смотришь телевизор, а там специалисты говорят, что им интересно наблюдать и болеть за это "Динамо". Хотя нам и результат важен. Да, ожидали большего, но я спокоен. Мне кажется, все будет нормально.
Когда вернулись в чемпионат России, не было ощущения "Боже, куда я попал?" В плане обстановки, когда на трибунах по пять тысяч болельщиков.
Павел Погребняк: Я знал, куда приехал, так что для меня это сюрпризом не стало. Я больше переживал, когда в моем первом матче мы проиграли "Краснодару", еще и четыре пропустили. "Шикарный" дебют получился.
Тяжело играть в команде, в которой так много молодежи?
Павел Погребняк: Надеюсь, эта стратегия поможет "Динамо" в будущем. Да и та молодежь, которая у нас сейчас есть - она перспективная, с характером.
У "Динамо" не такой плохой состав - есть и опытные футболисты, как вы, Габулов, Жирков. Дедовщину устраиваете?
Павел Погребняк: По поводу состава согласен, так и есть. Просто мы должны набирать больше очков. А дедовщины у нас нет, все общаются на равных. Атмосфера в команде хорошая.
С момента ухода из "Зенита" вы не выиграли ни одного титула. Тяжело выступать за команды, которые не борются за трофеи?
Павел Погребняк: Когда я переходил в "Штутгарт", клуб участвовал в Лиге чемпионов, мы вышли из группы. Просто нам не повезло, потому что в плей-офф попали на "Барселону". Там ловить было нечего. Из всех моих последних команд только "Рединг" боролся за выживание, а остальные были на виду. Когда я перешел в "Динамо", мы были на пятом месте, так что я не ожидал такой серии неудач. Но впереди еще много игр, посмотрим, что будет.
Вы провели в "Штутгарте" 2,5 года. Какие у вас ощущения остались немецкого чемпионата?
Павел Погребняк: Незабываемые. Всегда буду помнить времена, проведенные в Германии. Этот стадион, атмосфера. Там посещаемость даже выше, чем в Англии, люди больны футболом.
Когда только приехали в Штутгарт, у вас был переводчик, который помогал бы вам?
Павел Погребняк: Да, конечно.
Как они адаптируют иностранцев к жизни?
Павел Погребняк: Я всегда обращал внимание на легионеров, которые в Россию приезжают. Им дают переводчика, водителя. Не буду жаловаться, мне тоже помогали, потому что немецкий у меня был никакой. В школе учил английский, он мой второй язык. Но я был обязан за год более-менее начать "шпрехать", переводчик был рассчитан только на это время. А там ты уже должен влиться в команду.
Вы уроки по изучению языка брали?
Павел Погребняк: Да, где-то четыре раза в неделю. В принципе, я заговорил на немецком хорошо, но сейчас все забыл.
Так просто можно забыть?
Павел Погребняк: Да, потому что потом я переехал в Англию. У меня всегда было огромное желание выучить английский, а вот немецкий язык - очень сложный.
"Штутгарт" помог вам в поисках квартиры?
Павел Погребняк: Нет, я сам искал. В первый раз вообще поселился в пекарне.
В смысле?
Павел Погребняк: Поселили нас на пятом этаже, а внизу оказалась пекарня, где грузовой лифт к тебе в квартиру въезжает с пирожками, тортами. Запах всю ночь, а мы еще и с детьми. Кошмар. Мы так пожили три дня, и съехали.
Чем можно заниматься в Штутгарте, помимо того, чтобы играть в футбол?
Павел Погребняк: Особо нечем. Это чистый пример профессионализма: потренировался, приехал домой, вовремя лег спать. Город вымирает после шести.
На завод "Мерседеса" возили?
Павел Погребняк: Так он около стадиона. И все машины у нас были оттуда. Нам делали их в лизинг. Один процент платишь, и берешь любую машину.
Приятный спонсор. А семье не скучно было в Штутгарте?
Павел Погребняк: Сейчас мы жалеем, что не остались там, не купили недвижимость. А в то время мне было 27 лет, нам с женой хотелось веселухи, чего в Штутгарте не было. Можно и так сказать, что скучали. Но переехали мы в Лондон не из-за этого, просто я всегда мечтал жить в Англии.
А варианты с другими немецкими клубами были?
Павел Погребняк: Да, но я их не рассматривал. Естественно, "Баварии" среди них не было, а остальное было неинтересно.
У вас оставался еще год контракта с "Редингом". Почему решили вернуться?
Павел Погребняк: Это только мое решение. Главные причины: желание Андрея Кобелева (главный тренер "Динамо". - Прим. авт.) и срок контракта. Там был год, здесь - три.
Дети, наверное, уже свободно по-английски говорят?
Павел Погребняк: Дети дома по-английски говорят. У меня жена с переводчиком ходит дома. У нее как раз проблемы с языком (улыбается).
Любимые места в Лондоне?
Павел Погребняк: Ресторан Аркадия Новикова.
Для этого надо было аж в Лондон ехать? У нас их здесь хватает.
Павел Погребняк: Кстати, я здесь ни в одном не был. "Бургер и лобстер" - очень хороший ресторан. Тоже наш русский его держит. Назову еще магазин "Хэрродс" - одна из главных достопримечательностей Англии.
Там можно оставить кучу денег.
Павел Погребняк: Да, туда лучше со второй половиной не заходить. Есть что посмотреть в Лондоне. Мы везде были на экскурсиях. В том же Тауэре, на отличном мюзикле Майкла Джексона...
Роман Павлюченко сразу после переезда в Англию купил шикарный джип "Рейндж Ровер". А вы?
Павел Погребняк: Так он в "Тоттенхэм" перешел (улыбается). Потому и мог позволить себе такое. Ну а если серьезно, то машину я тоже купил. А вот жилье снимал клуб.
Вас погода в Лондоне не удручала?
Павел Погребняк: Плохой климат в Манчестере, а в Лондоне еще по-божески. У меня есть знакомые ребята, которые живут в Манчестере. Мало того, что в городе полно заводов, так еще и дождь льет не переставая.
В Англии в метро спускались?
Павел Погребняк: К сожалению, нет. Но когда ко мне приезжали родители, они большую часть времени передвигались на метро. Говорили, что нормально, уютно.
Русский человек может стать своим за рубежом?
Павел Погребняк: Как сказал один известный человек: "Мы там не чужие, просто мы не свои". Выучить язык и общаться с ними - это реально, но по паспорту ты все равно русский. Своим ты вряд ли станешь.
В Чемпионшипе (английский аналог нашего первого дивизиона. - Прим. авт.) вы проводили по 46 матчей за сезон, а в России - 30. У нас футболисты меньше устают?
Павел Погребняк: Я тоже думал об этом, когда переходил в "Динамо". В России больше тренировок, чем игр. Но это относится к тем командам, которые не выступают в еврокубках. А в Англии у нас порой было по три матча в неделю. Очень трудно было привыкнуть к Boxing Day (десятидневный отрезок в конце декабря - начале января, в течение которого английские клубы играют три-четыре матча. - Прим. авт.), но сейчас я скучаю по тем временам.
Какие-то запоминающиеся выезды в низшем английском дивизионе были?
Павел Погребняк: Из недавнего сразу вспоминаю матч на Кубок Англии против "Бредфорда". Там вообще беда была. На стадионе не было душевых, а туалет один на две команды, общий. Кроме того, на поле практически отсутствовала трава.
Странно. Вроде "Бредфорд" - клуб с историей.
Павел Погребняк: Ну вот так. Еще запомнился матч в гостях с "Миллоуллом". У них сумасшедшие болельщики.
Известные хулиганы. Они просто орали или что-то сотворили?
Павел Погребняк: Я думал, они убьют кого-то, когда мы повели 3:0. Но они просто свистели и кричали, хотя и это запомнилось.
А болельщики вашего "Рединга" как себя вели?
Павел Погребняк: У "Рединга" болельщики терпеливые, дружелюбные. Они ни с кем не воюют. Каких-то фанатских движений нет - обычные люди, которые хотят посмотреть футбол.
Бывали случаи, когда вас в Лондоне узнавали болельщики?
Павел Погребняк: Если бы я играл за "Арсенал" или за "Тоттенхэм", то, может быть и узнавали бы. Хотя я "Челси" забивал, поэтому болельщики "Челси" меня узнают.
Не просили перейти вас в "Челси"?
Павел Погребняк: Нет, не дорос.
Чего вам не хватило, чтобы дорасти?
Павел Погребняк: Перед Евро-2012 я играл в "Фулхэме" и мы много общались с его главным тренером Мартином Йолом. Он говорил: "Ты оставайся, я тебе помогу вырасти в большого футболиста, перейти в топ-клуб". Но я не послушал.
Вам нравится жить в большом городе?
Павел Погребняк: Да. Мы с женой городские люди. Нам нужна движуха, люди, машины, рестораны.
Бизнес не хотели бы в Москве открыть?
Павел Погребняк: Нет. Это тяжело. Надо партнеров искать, доверять кому-то. Пока есть силы и желание - надо играть в футбол.
Тем более что футболом можно заработать столько денег, чтобы потом ничего не делать.
Павел Погребняк: Не согласен. Можно обеспечить семью на какое-то время, но не на всю жизнь.
То есть отдыхать после окончания карьеры не настроены?
Павел Погребняк: Это не про меня.
Задумывались, чем будете заниматься после футбола?
Павел Погребняк: Пока нет. Одно время я хотел пилотом стать. В Лондоне есть отличные курсы по управлению самолетом, реально интересные.
На частных самолетах не пробовали летать?
Павел Погребняк: Нет, просто сидел рядом с пилотом в кабине. А управлять - не пробовал.
Две ваши главные российские команды, помимо нынешней - это "Зенит" и "Спартак". На какую из них смотрите с большей теплотой?
Павел Погребняк: Самые хорошие, самые памятные воспоминания - это "Зенит". Тут все очевидно.
И тем не менее - мы сидим в кафе в Сокольниках. Подходят спартаковские болельщики - люди помнят красно-белое прошлое.
Павел Погребняк: А, если вы об этом, то школа спартаковская - одна из сильнейших. Ей огромное спасибо. Я очень рад, что прошел ее.
Какое у вас сейчас отношение к "Спартаку", воспитанником которого вы являетесь?
Павел Погребняк: Нормальное отношение - слежу, общаюсь с ребятами. Уверен, с тренером они угадали. Желаю только добра.
Ваш брат Кирилл играет в "Томи" по вашей протекции?
Павел Погребняк: Конечно. Я у него агент (улыбается).
Он забивает немало мячей.
Павел Погребняк: Забивает. Следующий сезон начнет в Премьер-лиге.
В "Динамо"?
Павел Погребняк: Это не ко мне вопрос.
Вы же коренной житель Сокольников?
Павел Погребняк: Да. И жена коренная.
Учились здесь же?
Павел Погребняк: Конечно. Школа № 1036, это неподалеку от хоккейного дворца.
Тогда как вам изменения в парке Сокольники? Его ведь уже после вашего отъезда реконструировали?
Павел Погребняк: Намного лучше стало. Вполне можно сравнить с Европой. Все, что надо, там есть. Я там свадьбу играл в прошлом году.
Новость о вашей свадьбе слегка удивила. Проясните, пожалуйста. Вы с Марией столько лет вместе, трое детей, и тут - женились.
Павел Погребняк: Каждая женщина мечтает надеть белое платье.
Так вы не были расписаны?
Павел Погребняк: Мы расписались еще в 2008 году. Это было нужно, чтобы уехать в Германию. А свадьбу сыграли просто ради того, чтобы все красиво было.
Дети, жена чувствуют себя в Москве дома, или скучают по Лондону?
Павел Погребняк: С детьми самое простое. Они в английской школе, главное, чтобы английская речь звучала. Сейчас, наоборот, русский подтягиваем.
Сколько лет сыновьям?
Павел Погребняк: Четыре, шесть и восемь.
Четвертого в планах нет?
Павел Погребняк: Есть. Нам хотелось бы как у Бекхэмов. Чтобы три пацана и четвертая - дочка.
Вы ведь хотели младшего сына Роджером назвать, в честь теннисиста Федерера. А в итоге?
Павел Погребняк: Это правда, хотел. Но подумал, а если в Россию вернемся, как будем его здесь звать? Жорой? Как-то было страшно. В итоге назвали Алекс. Так и записано в свидетельстве о рождении - он же в Германии родился. Здесь - Лешка, там Алекс. Пока на ближайшие три года он Леша.