Любовь зла

Французский режиссер Эрик Омон привез в Россию свое анимационное детище спустя два года после мировой премьеры. За это время картина была номинирована на несколько престижных европейских премий.

1.5

Сегодня рисованные полнометражные мультфильмы - большая редкость. Возможно, именно этим обеспечено внимание фестивальной аудитории к работе французских аниматоров. "Невероятная тайна Лулу" выполнена в лучших традициях анимации прошлого столетия. Российскому зрителю стиль рисования может напомнить серию мультфильмов о Маленьком Лисенке или даже "Большого Уха" студии "Экран".

Краски и атмосфера "Лулу" отчасти отсылают к работам японского гуру анимации Хаяо Миядзаки. Но, к сожалению, сходство с заслуживающими внимания мультипликационными работами исчерпывается картинкой.

В центре сюжета мультфильма молодой волк Лулу, который вырос в окружении кроликов. Ушастый Том - его лучший друг. Вместе они отправляются в волчий город, чтобы отыскать маму Лулу. Там отрекшегося от своей природы волчонка ждет масса сородичей и других хищников, собравшихся на ежегодный фестиваль плотоедения.

Волки, тигры и другие хищники объединены в одну социальную группу по наличию клыков и изображены крайне негативно, даже пугающе для ребенка. Волчонок-рохля же является положительным персонажем. И попытка проникнуться ценностями других волков трактуется создателями мультфильма как ложный путь.

Таким образом, все сказочные архетипы в ленте вывернуты наизнанку. Животные ведут себя, как герои светской хроники в бульварной прессе. Например, лиса - не хитрая, а алчная и легкомысленная. Конечно, ребенок не считывает всю гнусность перипетий взаимоотношений между персонажами - она понятна лишь взрослым зрителям, но авторское издевательство над традиционными ценностями откладывается где-то в формирующемся подсознании. Особенно вреден в этом контексте конец мультфильма, когда тайна Лулу открывается и выясняется, что у него есть все основания не ассоциировать себя в полной мере с миром волков.

Лулу - персонаж книг автора по имени Грегуар Золоторефф, которые вот уже на протяжении 25 лет пользуются популярностью среди французов. Он же написал и сценарий анимационной ленты. Создатели говорят о послании своей сказки с гордостью. Для европейцев как никогда актуален вопрос: обязаны ли существа, рожденные для того, чтобы сожрать друг друга, подчиняться законам природы? Мультфильм убеждает нас, что они могут жить дружно. Европейцы верят. На последствия такого выбора уже невозможно закрывать глаза, но премии мультфильму все еще вручаются…

Родителям, которые осознанно подходят к выбору мультфильмов для своего чада, в наше время приходится непросто. Голливудские аниматоры последние несколько десятилетий остаются своего рода монополистами - их картины настолько яркие и красивые, что ребенок привыкает к заданным стандартам и запросто может не воспринимать работы, созданные с помощью традиционных выразительных средств. Это очень печально, но в случае с "Невероятной тайной Лулу" это даже к лучшему.