Что будет с рублем после итогового заседания ЦБ в пятницу

Сергей Кочергин, финансовый аналитик ГК EXNESS:

- Декабрьское заседание ОПЕК фактически продемонстрировало неспособность этой организации контролировать цены на нефть (так как на нее оказывают большое влияние другие производители нефти).

Картель будет добывать нефти столь много, пока ее производство за пределами ОПЕК существенно не сократится. В зоне риска, безусловно, находятся американские нефтегазовые компании с себестоимостью добычи нефти выше, чем у ОПЕК и России.

Если цена барреля нефти сохранится в диапазоне 40-50 долларов в течение первой половины 2016 года, то количество буровых установок и добыча нефти в США существенно снизится, что создаст предпосылки к росту цен на "черное золото" до 60 долларов во второй половине 2016 года.

Когда США поднимут ключевую ставку до 0,25-0,5%, а сомнений в том, что это произойдет 16 декабря, практически нет, то это событие спровоцирует падение цены барреля BRENT до декабрьского минимума 2008 года в 36,2 доллара и рост последнего к максимуму текущего года в районе 72 рублей.

В то же время процесс ужесточения процентной политики в США приведет к череде банкротств американских нефтегазовых корпораций, взявших большие и дешевые кредиты под плавающую ставку процента (как тут не вспомнить ипотечный кризис в США).

ЦБ РФ не нужно препятствовать процессу ослабления рубля и тем более проводить интервенции по продаже долларов США в районе обозначенной отметки. Цель регулятора - контролировать инфляцию в РФ, которая в ноябре снизилась с 15,6% до 15%. Между тем, инфляционные ожидания в России, которые рассчитываются на ближайшие 12 месяцев ЦБ, в ноябре выросли с 13,8% до 15%.

Они и не позволят российскому регулятору 11 декабря снизить ключевую процентную ставку, что будет нейтрально воспринято участниками валютного рынка. С высокой долей вероятности ключевая ставка в декабре сохранится на уровне 11%, но уже в первом квартале 2016 года может снизиться до 9%.

Краткосрочные и среднесрочные перспективы рубля на 80% будут зависеть от цен на нефть. Их отскок к 42,2 доллара за баррель BRENT укрепит российскую валюту примерно до 68,2 рубля за доллар, а снижение в район 39-40 долларов приведет к росту "американца" до 70-71 рубля.

Что будет, если ключевая ставка Банка России в пятницу все-таки изменится?

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс": Возможностей для снижения ключевой ставки сейчас нет. В случае, если бы ЦБ снизил ее, это не сделало бы деньги дешевле ни на финансовом рынке ни в реальном секторе экономики. Это только усилило бы спекулятивный спрос на валюту, и вызвало бы эффект, обратный ожидаемому.

В последние дни на рынке отмечается дефицит рублевой ликвидности, так как банки наращивают покупки валюты, что, скорее всего, вызвано спросом со стороны компаний, которым в декабре предстоит выплатить по внешним долгам свыше 21 млрд долларов. На это наложилось и сильнейшее падение цены на нефть, что дополнительно обесценивает рубль. Снижение ставки привело бы к кратковременному, но резкому спекулятивному скачку курса доллара до 72-73 рублей.

Повысить ключевую ставку в пределах 0,5 процентного пункта ЦБ, в принципе, мог бы. Но это негативно повлияло бы на предстоящие аукционы Минфина по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ), так как снизило бы цену размещения (спрос) на эти бумаги из-за повышения ставки. Государство сейчас старается по максимуму занять, чтобы финансировать дефицит бюджета. Рост ключевой ставки сейчас не ослабит спрос на валюту.

Поэтому ставка, скорее всего, будет сохранена на нынешнем уровне, полагаю, как минимум, до весны. Рынок, скорее всего, отреагирует нейтрально, поскольку это ожидаемое событие.

Курс доллара будет близок к уровню, рассчитываемому из оценки цены барреля в 2800-3000 рублей, то есть, на сегодня это примерно 69 -70 рублей за доллар.

Полагаю, что в ближайшие дни пара USDRUB будет в диапазоне 68-71 вне зависимости от решения ЦБ, но все же вероятно движение к нижней границе из-за того, что нефть, скорее всего, испытает спекулятивный отскок наверх после столь стремительного падения.