18.12.2015 14:03
    Поделиться

    В Казани снимут комедию о межнациональном браке

    Казанский режиссер снимает комедию о русско-татарской супружеской паре
    В Казани завершаются съемки первой татарстанской полнометражной комедии о непростых взаимоотношениях в межнациональном браке.

    Корреспондент "РГ" встретился с автором картины - членом правления Союза кинематографистов РТ, заведующим кафедрой киноискусства Казанского государственного университета культуры и искусств Алексеем Барыкиным. Он раскрыл подробности проекта, а также рассказал, чему режиссеры Татарстана могут поучиться у нигерийских коллег, кто в республике пришел на смену старой киногвардии, и как они с Николаем Бурляевым будут повышать культурный уровень сотрудников МЧС.

    Алексей, расскажите о фильме. Как возникла идея?

    Алексей Барыкин: Фильм называется "Семейные хлопоты". У молодой пары (муж русский, жена татарка) родился ребенок. Они решают, как его назвать. И вокруг этого разворачивается достаточно запутанная комедийная история, совершенно позитивная, с хорошим концом. Тему толерантности межрелигиозных взаимоотношений часто затрагивают в Татарстане. Обычно об этом говорят с очень серьезным лицом. Если снимают фильм, то обязательно драму. А нам хотелось осветить эту проблему в более легкой и непринужденной форме. Мне проект интересен еще и тем, что много лет я был сосредоточен на авторском, фестивальном кино. А здесь важно было создать абсолютно зрительскую картину: комедию, которая будет просто смешной. Чтобы люди разного возраста и вероисповедания могли посмотреть фильм и найти в нем что-то свое.

    Кто автор сценария?

    Алексей Барыкин: Тоже я. Но было много людей, которые нас консультировали. Общались мы и с теми, у кого возникали подобные ситуации. Я сам женат на татарке, отчасти это и мои переживания. Семьи у нас с двух сторон очень дружные, общий язык находят легко.

    Какие актеры задействованы?

    Алексей Барыкин: Практически одни звезды, заслуженные и народные артисты Татарстана. Если говорить о старшем поколении, это Рамиль Тухватуллин, Фирая Акберова, Люция Хамитова, Роман Ерыгин, Елена Калаганова. Супругов играют Лейсан Файзуллина и Андрей Ясинский. Еще одну героиню - очень интересная актриса Катя Нерушкина. Получилось занятно, что татарское семейство в фильме представляет команда Камаловского театра, а русское - команда ТЮЗа. Причем они хорошо знают друг друга, дружны между собой. На мой взгляд, в картине можно уловить какой-то подтекст взаимоотношений этих театральных коллективов.

    Ваши впечатления от работы над фильмом?

    Алексей Барыкин: Съемки проходят весело, но в довольно экстремальных условиях. Часто приходится снимать глубокой ночью, это тяжело. У нас есть сцены, где девять человек одновременно в кадре, сложные мизансцены. А актеров днем невозможно собрать вместе - все в театре. Вот и приходится дожидаться, когда они отыграют свои спектакли в 9-10 часов вечера.

    Сколько денег было выделено на фильм?

    Алексей Барыкин: Бюджет очень маленький - 1,2 миллиона рублей. За вычетом налогов и затрат на прокатное удостоверение на само производство остается меньше миллиона. Нас никто бы не упрекнул, если бы мы на эти средства сняли нормальную короткометражку. Собственно, изначально это и предполагалось. Но мы решились на полный метр, и пришлось вкладывать свои деньги. Но я надеюсь, оно того стоит.

    Где снимаете?

    Алексей Барыкин: В реальной квартире, где очень необычный интерьер. Что-то подобное могло быть построено в павильоне. Квартира небольшая, но удобная для съемок. С оригинальными проходами и раздвижными стенами. Но художникам все равно пришлось над ней поработать, создавая среду. Все-таки квартира, где живет грудной ребенок, особая.

    Все действие происходит только там?

    Алексей Барыкин: В основном да. Фильм камерный: группа людей в замкнутом пространстве. Когда работаешь в таком формате, главный художественный инструмент - сами артисты. Очень часто бывает, что режиссер делает ставку на красивые кадры и спецэффекты. Но здесь для нас было важно не отвлечь зрителя от игры актеров.

    Комедию можно назвать новогодней? Съемки проходят накануне праздника.

    Алексей Барыкин: Наверное, можно. Но к этому Новому году она точно не будет готова. Сейчас наша задача закончить съемки, а потом мы планируем провести большую маркетинговую работу. Начнем с исследования рынка. По большому счету в Татарстане этого еще никто не делал. Мы хотим вывести комедию в прокат и одновременно запустить телесериал. Причем прокатывать собираемся не только по линии "Татаркино". Они могут организовать показы по районам республики, в сельских клубах. А нам бы хотелось этим фильмом доказать частным городским мультиплексам, что мы делаем коммерческий продукт, который способен принести прибыль. Я постараюсь лично встретиться с директором каждого казанского кинотеатра и заинтересовать нашей картиной.

    Вы руководите кафедрой киноискусства. Татарстанский кинематограф может рассчитывать на хорошие кадры?

    Алексей Барыкин: Есть потрясающе талантливые ребята. У нас уже было четыре выпуска. Два прошли через мою киномастерскую, один обучался у режиссера Ильдара Ягафорова, еще один у режиссера-оператора Николая Морозова. Сейчас эти выпускники задействованы почти во всех республиканских кинопроектах, снимают серьезные фильмы.

    К слову, съемочная группа "Семейных хлопот" практически полностью состоит из наших выпускников и учеников. Они начинают доминировать в татарстанском кинематографе. В этом году я был в отборочной комиссии на Казанском фестивале мусульманского кино. Большая часть картин создана молодыми кинематографистами на частные средства, без поддержки государства. И эти фильмы получают награды!

    Раньше каждое новое поколение училось у предыдущего. Была преемственность между отцами и детьми. А в 90-е годы произошел провал. Кино в Татарстане почти не снималось, целое поколение маститых режиссеров и операторов уехало в Москву после раскола на Казанской киностудии, молодежь не шла учиться.

    В 2008 году я стал художественным руководителем Казанской киностудии. Мы с коллегами понимали, что надо продвигать молодых. Но их просто не было! На весь Татарстан - молодой кинематографист Паша Соколовский, единственная надежда. Потом открылся факультет кино и ТВ КазГИК, и ситуация стала меняться к лучшему. Большинство наших выпускников остается в Татарстане. Есть и те, кто работает на Мосфильме, одна девочка - ассистент у Марлена Хуциева. А еще одна выпускница уехала в США, откуда прислала дипломный фильм. Документальная работа о жизни иммигрантов из Латинской Америки. Вообще у нас сложился очень сильный костяк. Думаю, что за ними будущее.

    Над чем будете работать в новом году?

    Алексей Барыкин: В начале года приступим к съемкам полнометражной версии "Айсылу" (нашумевший короткометражный художественный фильм на татарском языке. - Прим. "РГ"). Я буду продюсером и сценаристом. Режиссер, как и прежде, наш выпускник Рустам Рашитов. Еще мы планируем снять приключенческий фильм с элементами мистики на основе татарских сказок и преданий. Вот здесь уже будут спецэффекты.

    В интересном проекте мне предложил принять участие Николай Бурляев. В Москве при МЧС РФ создан собственный институт культуры. Ректором назначили Николая Петровича. Вуз займется повышением культурного уровня сотрудников министерства. В Казани откроется отделение этого института - киноклуб татарстанского МЧС. Я буду курировать его работу. Проведем цикл показов, организуем обсуждение фильмов. Наконец, мне очень интересно будет поработать в новом правлении Союза кинематографистов. Посмотрим, смогу ли я быть чем-нибудь полезен этой организации.

    Замахнемся на прокат?

    Алексей Барыкин: Когда-то это должно было произойти. Мы очень хотим создать прецедент, при котором татарстанский фильм окупится. Тогда сможем привлекать к проектам частные деньги, и индустрия заработает. Не мы это придумали. Есть другие регионы, где удалось наладить успешное кинопроизводство и прокат. Например, в Якутии, Бурятии, Башкирии.

    А вообще эта модель называется нигерийской. Звучит страшновато, но на самом деле Нигерия занимает втрое место в мире по кинопроизводству после Индии. А США - только третье. В Нигерии очень мощная киноиндустрия, которая обслуживает всю Африку. Годовой оборот 250 миллионов долларов. Причем туда пытался прийти Голливуд, но африканские зрители не хотят смотреть американское кино. Говорят, им это неинтересно. А ведь Нигерия очень бедная страна, где постоянно идут гражданские войны! Да, фильмы там невысокого качества, низкобюджетные, но коммерческая схема работает, и они получают прибыль.

    По такой же системе работают кинематографисты Израиля, с той разницей, что им удается снимать картины со вкусом. Они могут взять маленький бюджет и сделать хорошую драму, где события разворачиваются в одной комнате или внутри танка, как в фильме "Ливан". А в России популярна модель, которую условно можно назвать московской. Давайте аккумулируем большие средства при господдержке, создадим фильм, потенциально конкурирующий с голливудскими картинами, а там посмотрим, как он будет окупаться. Надо понимать, что эта модель не единственная. Можно снимать качественное кино в регионах на независимых студиях, и оно будет рентабельным за счет меньших затрат.

    Поделиться