29.12.2015 00:44
    Поделиться

    Центробанк РФ разработал стратегию развития финансовых рынков

    Проект стратегии развития финансовых рынков ЦБ РФ порадовал управляющих, особенно в облигационной его части. Если планы регулятора будут реализованы, в нашей стране наконец-то появятся альтернативные источники финансирования для корпоративного сектора и физических лиц. Инвесторы очень рассчитывают, что этот документ не попадет в архив несбывшихся надежд.

    "Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016-2018 гг." опубликованы пару недель назад. И раздел N 4 под названием "Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования" - это, пожалуй, самая конкретная и вдохновляющая глава "дорожной карты" мероприятий, намеченных ЦБ.

    Логичнее называть этот перечень даже не "дорожной картой", а основой бизнес-плана по развитию российского долгового рынка, разделенной на две основные части - процессную и продуктовую. И сейчас, в проектном виде, активности в сегменте облигаций нацелены на максимальное упрощение выхода эмитентов на биржу, повышение доступности и технологичности рынка для продавцов и покупателей, расширение ассортимента долговых инструментов и обеспечение прозрачности финансового состояния эмитента для держателей бондов.

    После прочтения документа возникает приятное ощущение, что рынок облигаций - главный претендент на статус любимчика среди прочих подопечных мегарегулятора. И это ощущение основано на вполне рациональных доводах. Ведь этот сегмент финрынка в России и в мире - самая понятная и предсказуемая история для регулятора, эмитентов и покупателей бумаг. Фиксированная доходность по бумагам или ориентация на понятные индикаторы в случае с "плавающими" ставками, высокие требования к эмитентам при первичном размещении, уже сложившаяся процедура контроля за финансовым состоянием заемщика - эти и другие критерии делают облигационный рынок максимально привлекательной нишей для популяризации.

    И ставку здесь, на мой взгляд, конечно, нужно делать на частного инвестора. Если мы возьмем, к примеру, показатели крупной инвестиционной розничной компании, то увидим, что объем средств на частных брокерских счетах в среднем составляет не больше 4-5% от размера депозитного портфеля физлиц в госбанке. По моим оценкам, такая пропорция справедлива не только для отдельно взятых игроков, но и для отечественного финансового рынка в целом. Банковский вклад остается базовым финансовым инструментом для неквалифицированного частного инвестора (а именно таких инвесторов в России, по самым оптимистичным подсчетам, не меньше 70-80%). Но макроэкономические реалии (высокая инфляция, жестко ограниченный доступ к внешнему фондированию для банков, ухудшение качества кредитных портфелей, снижение потребительского спроса) требуют развития альтернативных источников финансирования для корпоративного сектора и физических лиц. Актуальность развития рынка облигаций и его популяризации определяется еще одним важным фактором: внутренней готовностью инвесторов (в первую очередь "физиков") рассматривать альтернативные банковским вкладам инвестиционные инструменты. В условиях, когда только в 2015 году лицензии отозваны чуть менее чем у сотни банков, а ставки отстают от фактической инфляции, классический депозит перестал быть гарантом надежности и доходности. И граждане волей-неволей вынуждены более глубоко погружаться в другие реалии финрынков, чтобы найти альтернативный способ размещения денег.

    Бизнес-подход регулятора в облигационном разделе "дорожной карты" четко прорисован. Процессная составляющая предлагает реализовать планы по упрощению и уточнению системы отчетности эмитентов и процедуре размещения, запуске электронной регистрации продавцов, в продуктовой - продвижению облигаций с плавающей ставкой, структурных продуктов, расширению "меню" бондов в иностранной валюте. Конечно, не все из перечисленного рядовой частный инвестор сможет освоить, так, структурные продукты останутся привилегией профессиональных, квалифицированных держателей: этот инструмент слишком сложен для понимания. Но в целом воплощение в жизнь хотя бы 50% запланированного позволит не только привлечь на рынок новых эмитентов, но заинтересовать широкий круг инвесторов и создать инфраструктуру для комплексного привлечения тех самых прямых инвестиций, о которых много лет говорят, но мало кто видел своими глазами. Безусловно, необходимо проводить либерализацию долгового рынка таким образом, чтобы демократизация механизмов не стала причиной выхода на рынок некачественных эмитентов. Но этот важнейший вопрос, надеюсь, будет решен совместными усилиями регулятора и рынка.

    Все это требуется не только России. Расширение рынка долга жизненно необходимо мировой экономике: так, рапортуют информационные агентства, в третьем квартале 2015 года, по данным BIS, чистый объем размещения долговых обязательств эмитентами и странами emerging markets (EM) сократился на 98% по сравнению со вторым кварталом и составил около $1,5 млрд. Объем размещений эмитентов развитых стран за тот же период уменьшился до $22 млрд с $122 млрд во втором квартале. В целом общемировые продажи долговых ценных бумаг в третьем квартале снизились примерно на 80%, обновив ряд очередных исторических минимумов. Вряд ли эта статистика требует комментариев - очевидно, что рынок остро нуждается в капитале.

    И лишь маленький, но неприятный червь сомнения закрался в море радужных вдохновляющих планов. Станет ли проект документа собственно стратегией, которая в дальнейшем воплотится в рыночную жизнь? Вопрос пока риторический: профучастники с нетерпением ждут от регулятора конкретики по каждому пункту "бизнес-плана". Ждут с большими надеждами, чего греха таить, немногие из подобных стратегий, написанных из лучших побуждений, были реализованы. Не хочется, чтобы декларация о намерениях осталась декларацией. Мы действительно очень рассчитываем, что стратегия заработает.

    Поделиться