"Совершенно очевидно, что все новеллы, вступающие в силу в 2016 году, направлены на повышение собираемости страховых взносов, - считает Иван Соловьев, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист России. - Достаточно долго этот вид отчислений для государства был на втором плане после налогов и акцизов". Теперь же страховые взносы законодатель решил поставить в один ряд с налогами и улучшить их собираемость.
Основной вектор изменений можно описать как увеличение собираемости при ужесточении контроля. Причем государство крайне сложно обвинить в чрезмерном закручивании гаек. "Сегодня отмечается значительное снижение налоговой дисциплины в части своевременного перечисления страховых взносов в соответствующие фонды, - отмечает Иван Соловьев. - К началу 2015 года задолженность по страховым взносам, включенная в реестр требований кредиторов, достигла 36 млрд рублей". При этом штрафы за нарушения не маленькие. "Закон о страховых взносах 2009 года предусматривает 20-процентный штраф от неуплаченной суммы, в случае умышленного нарушения штраф возрастает до 40% от суммы начисленных взносов", - поясняет эксперт.
Растущая задолженность по страховым взносам во многом стала причиной разработки законопроекта о введении уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физических лиц и организаций. "Мы видим, что государство принимает комплексные и системные меры, направленные на бесперебойное и полное формирование бюджетов социально значимых фондов", - отмечает Иван Соловьев. Предлагаемые изменения в порядке уплаты, контроля и списания расходов четко вписываются в эту схему.
В 2016 году будут повышены предельные базы для начисления страховых взносов. "Это связано с прогнозом минэкономразвития, в котором номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2016 г. составит 37 051 руб., т.е. увеличится на 7,9% по сравнению с предыдущим годом", - поясняет Александр Голиков, партнер BGP Litigation. С учетом повышения предельная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование (в ФСС РФ) составит 718 000 руб., на обязательное пенсионное страхование (в ПФР) - 796 000 руб. "Пока выплаты и вознаграждения одному работнику нарастающим итогом с 1 января 2016 года не превысят 718 000 руб., размер страхового тарифа в ФСС с заработной платы этого работника будет равен 2,9%. А после превышения этой суммы тариф составит 0%, - рассказывает Екатерина Овчинник, директор по персоналу аутсорсинговой компании "Интеркомп". - В случае с ПФР, пока выплаты одному работнику нарастающим итогом с 1 января 2016 года не превысят 796 000 руб., размер страхового тарифа в ПФР составляет 22%. После превышения этой суммы тариф уменьшается до 10%". В 2015 году базы для начисления страховых взносов составляли 670 000 руб. для ФСС РФ и 711 000 руб. для ПФР. Таким образом, в 2015 году возможность применения пониженных тарифов наступала раньше и расходы на страховые взносы у компаний были меньше. Однако эксперты находят в принятых изменениях и положительные стороны. "Плюс поправок в том, что сами ставки взносов не изменились", - считает Александр Голиков. И отчисления с зарплат, размер которых не выходит за пределы максимальных баз, остались прежними.
Также с 2016 года увеличится объем отчетности, который компаниям нужно будет сдавать во внебюджетные фонды. Работодатель должен будет ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять сведения о каждом работающем у него лице в ПФР. "Сдавать сведения необходимо и о лицах, которые заключили с работодателем гражданско-правовые договоры, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы", - говорит Екатерина Овчинник. Таким образом количество бумажной работы при подготовке отчетности в ПФР вырастет в 3 раза, с 4 до 12 отчетов в год.
При этом надо учитывать, что отчитаться в ПФР в электронном виде должны работодатели, у которых среднесписочная численность работников за 2015 год превышает 25 человек. "У всех остальных работодателей есть выбор - сдать отчетность на бумажном носителе или в электронном виде", - отмечает Екатерина Овчинник.
До 2016 года такая ежемесячная отчетность отсутствовала. Отчитываться нужно было только раз в квартал. "Следующий год покажет, как ПФР сможет обрабатывать такой большой поток отчетности РСВ-1", - говорит Александр Голиков. Сложнее всего соблюдать новые требования будет крупным организациям. "Они физически не смогут сформировать отчет за 20 дней, - считает Александр Голиков. - Поэтому им уже сейчас надо задуматься, как оптимизировать процесс".
Не все инициативы, повышающие нагрузку на бизнес, были воплощены в жизнь. "Позитивная новость - минфин отозвал свое письмо, запрещающее ИП уменьшать ЕНВД и УСН на 1% страховых взносов, уплаченных в ПФР", - говорит Александр Голиков. Сейчас в соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", могут уменьшать сумму налога на часть выплаченных страховых взносов. Минфин выпустил письмо, которым отменялась возможность такого зачета. Однако вскоре финансовое ведомство изменило свое решение, оставив "упрощенцам" эту льготу.