В холодной ночи ожило двоякодышащее зло

Две супружеские четы, с трудом переносящие бремя взаимного родства, собираются в канун зимних праздников, чтобы провести вместе несколько дней. Их взаимная неприязнь продиктована разницей в социальном статусе, которая неумолимо разрывает тесные семейные связи, провоцирует всевозможные конфликты и, как это обычно бывает, передается младшему поколению, что еще больше усугубляет ситуацию.

4.0

Конфликт между детьми, поводом к которому служит противоречие во взглядах на вопрос о существовании сказочных персонажей, становится последней каплей, необходимой для набора критической массы. Последующий за этим эмоциональный взрыв вызывает из самых потаенных глубин универсума древнее зло, корнями уходящее в темные дохристианские эпохи. И имя ему - Крампус.

Молодого и перспективного Майкла Догерти заприметил и взял под свое крыло именитый кинодеятель Брайан Сингер во время работы над второй частью мутантской эпопеи "Люди Икс". До этого Догерти отметился созданием мультика Season's Greetings для анимационного блока Cartoon Sushi, идейного последователя знаменитого Liquid Television ("Дарья", "Звездные бои насмерть"). Знакомство с Брайаном позволило Майклу повысить главного персонажа короткометражки Season’s Greetings до героя полнометражного игрового фильма ужасов "Кошелек или жизнь", обретшего в узких кругах чуть ли не культовый статус.

Идея о том, что неуважительное отношение к старинным мифам чревато фатальными последствиями, лейтмотивом проходит через его пока не очень обширную фильмографию, а в "Крампусе" к ней примешиваются еще и антиконсьюмеристские сатирические нотки. Во время начальных титров, с умом использованных как эпиграф, камера в упоительном слоу-мо смакует квинтэссенцию западного потребительства - предновогоднюю распродажу в торговом центре. Точнее, то оголтелое побоище, в которое превращается этот аттракцион невиданной щедрости. Никак не связанные с основным сюжетом, эти кадры задают тон и подсказывают посыл всего фильма.

Все, что происходит после завязки - развеселая кутерьма остроумных оммажей Джо Данте и Джорджу Ромеру, деструкция традиционных праздничных семейных комедий, обычно упакованных в приторный мещанский уют с сопутствующими Jingle Bells и прочими Let It Snow, а также сладострастно-жестокий и по-хорошему обескураживающий своей бескомпромиссностью финал. Интересно, что аннигиляция американской семьи творится порождениями европейской мифологии (за связующее звено между Старым светом и Новым отвечает бабка-немка и ее стильный рисованный флэшбэк). Симпатичный и с любовью детализированный монструарий включает, помимо самого Крампуса, немецкую Перхту (Баба-Яга по-нашему), североевропейского козла Юлебукка, нюрнбергского Кнехта Рупрехта и даже исландских плодов тролльей любви. Плюс пряничные человечки-убийцы, плюшевый мишка-зубастик и клоун из коробки. Добавьте сюда изящные, едва уловимые глазом отсылки к классике Хичкока, фантастическому во всех смыслах мультсериалу "Рик и Морти" и, например, "Джиперсу Криперсу".

В макабрическом кураже перемалывается все, что попадает под горячую руку. Вдребезги разбиваются заезженные клише и жанровые границы - исконное зло не щадит никого, хохочет над слащавыми увещеваниями, не оставляет места ни для скримеров, ни для литров крови, ни для дурацких шуток. Только саркастичный черный юмор, немного саспенса и безысходная холодная жуть. "Крампус" - продукт, если вы еще не догадались, не предназначенный для широкой публики (скорее, противопоказанный ей), но и однозначно навесить на него ярлык би-муви будет ошибкой. Этим балансированием между массовым кинематографом, выпадом против него и заигрыванием с "низкими" жанрами он и прекрасен. И именно поэтому ему уготовано особенно теплое место в ледяных сердцах любителей старого доброго постмодернистского безумия.