Штатный композитор братьев Коэн рассказал о любимых саундтреках

Голливудский кинокомпозитор Картер Беруэлл прославился благодаря сотрудничеству с братьями Коэн и Спайком Джонзом. Жанровое разнообразие лент, к которым он сочинил музыку, варьируется от кровавых драм ("Старикам тут не место", "Железная хватка") до популярных подростковых блокбастеров ("Там, где живут чудовища", "Сумерки"). Общее число саундтреков Беруэлла приближается к 80. Недавно в интервью порталу Vulture композитор рассказал о том, что стоит за семью его любимыми работами.

Железная хватка (2010)

Братья Коэн встретились с Беруэллом задолго до начала съемок номинированного на "Оскар" ремейка классического вестерна для того, чтобы наметить музыкальную стратегию проекта. Основное желание режиссеров было не делать классическую музыку для вестернов, композитор был с ними согласен. Чтобы подготовить к работе, Беруэлл прочитал оригинальный роман Чарльза Портиса и нашел в нем вдохновение.

Повествование в романе идет от имени героини Мэтти Росс. Девочке-подростку тяжело общаться с окружающими, она уверена в своей исключительной правоте и очень религиозна - постоянно ссылается на Библию. В фильме этого нет. И чтобы объяснить некоторые мотивы персонажа, было решено добавить религиозности в музыку. Братья Коэн восприняли идею Беруэлла с энтузиазмом. Пока снималось кино, композитор штудировал книги с церковными гимнами XIX века. Изначально планировалось задействовать хор или орган, но создатели поняли, что это перебор. В итоге было выбрано пианино, поскольку оно может ненавязчиво намекать на религиозность.

Там, где живут чудовища (2009)

Изначально Спайк Джонз не планировал привлекать Беруэлла в качестве композитора. Режиссер хотел использовать только песни Карен О из группы Yeah Yeah Yeahs. Уже в процессе монтажа Джонз понял, что некоторые фрагменты истории нуждаются в инструментальном музыкальном сопровождении, и песнями тут не обойдешься. Так родился саундтрек, созданный наполовину Карен и наполовину Картером. Беруэлл добавил инструментальных элементов в песни О, а певица записала вокал для некоторых работ композитора.

Задачей Беруэлла было передать внутренние переживания главного героя - мальчика по имени Макс, который сбегает из дома и якобы попадает в место, где живут чудовища. Без музыки, по мнению композитора, не очевидно, как ребенок оказывается в такой ситуации и как умудряется выйти из нее.

Сумерки. Сага (2008), Сумерки. Сага: Рассвет - Часть 1 (2011), Сумерки. Сага: Рассвет - Часть 2 (2012)

Когда Картера Беруэлла привлекли к работе над саундтреком к первому фильму по книгам Стефани Майер, еще никому не было известно, что проект станет суперпопулярной кинофраншизой. Тогда этот была подростковая мелодрама с очень скромным бюджетом. Именно в этот период закрепилось такое понятие как блогосфера. И многочисленные фанаты книги обсуждать в интернете, как будет звучать "Колыбельная Беллы", описанная писательницей.

Создатели не планировали включать в фильм сцену, где Эдвард играет мелодию для главной героини, но оживленная дискуссия заставила их передумать. Это повлекло за собой определенные трудности для композитора, так как миллионы людей уже прочитали книгу и у них была своя идея этой музыки. Тем не менее, по словам Беруэлла, он тогда не испытывал особого чувства ответсвенности, так как никто не знал, фильм соберет такую кассу.

Ситуация с последними двумя фильмами была уже иной: композитору нужно было удовлетворить армию фанатов "Сумерек" и подвести итог для кинофеномена, которым стала серия лент.

Старикам тут не место (2007)

Если вспомнить оскароносный нео-вестерн братьев Коэн, музыки в нем практически нет. Это намеренный шаг, однако воплотить его было не простой задачей. Итан Коэн сразу утверждал, что лучшим саундтреком к столь напряженному фильму будет полное отсутствие саундтрека. Джоэла же забавляла идея придумать музыку к экранизации произведения Кормака Маккарти. Беруэлл же оказался между двух огней - он хотел сочинить музыку к фильму, но все, что бы он не писал заметно снижало уровень давления на зрителя.

В итоге было принято решение использовать звуки, которые не напоминали бы музыку. Есть сцены, когда повторяющиеся монотонные звуки резко исчезают, и зритель ощущает - что-то изменилось, но не вполне осознает, что именно. Таким образом саундтрек справился с усилением драматичности.

Быть Джоном Малковичем (1999)

Когда Беруэлл впервые ознакомился со сценарием черной комедии Спайка Джонза, он пришел к выводу, что в нем нет никаких указаний относительно музыки. Саундтрек мог быть каким угодно, так как дебютный сценарий Чарли Кауфмана постоянно принимает все более неожиданные обороты.

На разных этапах съемок добавлялся фанк, джаз и звуки, как в фильмах Феллини. Сложилось так, что основная идея музыки - передать поток сознания, как будто возможность вселиться в чью-то голову абсолютно реально. Саундтрек игнорирует все фантастические элементы сценария и концентрируется на меланхоличности персонажей.

Фарго (1996)

Один из самых известных фильмов братьев Коэнов уникален тем, что музыка, история, персонажи, диалоги и актерская игра идеально собираются в единую картину. У Итана и Джоэла была четкая концепция саундтрека: музыка должна была подчеркивать, что хотя насилие вполне реально и зрители смотрят настоящую криминальную драму, оно может вызывать смех, поскольку преступники ведут себя глупо.

Чтобы музыка добавляла комичности происходящему на экране, Беруэлл решил сделать ее нарочито серьезной. Он использовал аранжировки, характерные для нуара, а также скандинавские народные мотивы. В качестве основной темы была использована мелодия традиционной народной песни "Потерянные овечки". Это сработало с комичными персонажами на фоне заснеженных персонажей.

Беруэллу предлагали заняться созданием музыки для одноименного телевизионного проекта, второй сезон которого по праву считается одним из главных телесобытий прошедшего года. Но композитор не был заинтересован в работе над сериалом. Впрочем, в финальном эпизоде все-таки можно услышать заглавную тему из полнометражки.

Бартон Финк (1991)

Аналогично более позднему проекту братьев Коэн "Старикам тут не место", в фильме о писателе Бартоне Финке не планировалось саундтрека как такового. Усиление фоновых звуков должно было подыгрывать мистическим аспектам фильма. Но Беруэлл обратил внимание на характер главного персонажа и решил подчеркнуть с помощью саундтрека его инфантильность.

Он представил Итану и Джоэлу высокую фортепианную мелодию, и они уловили идею. Хотя Финк считал себя человеком мира, на деле он ничего не знал об окружающей реальности и был очень наивен. Саундтрек подчеркнул это.