От Вальмона до Абсолема: каким нам запомнится Алан Рикман

Журнал
    14.01.2016, 19:26
Великолепный британский актер театра и кино, режиссер Алан Рикман скончался 14 января. Ему было 69 лет. Любимый зрителями актер на протяжении долгого времени боролся с раком, однако продолжать работать, по-прежнему много снимался.

Актерский талант Рикмана был подкреплен престижным образованием: он прошел обучение в Королевской академии драматического искусства, после чего сразу же блеснул в роли виконта де Вальмона в спектакле "Опасные связи". Эта постановка с успехом была показана не только в Англии, но и в Америке, на Бродвее. Нью-йоркская сцена стала для Рикмана судьбоносной: после спектакля ему предложили сняться в "Крепком орешке", а закрепил успех кинодебюта следующий фильм - "Робин Гуд, принц воров". За роль харизматичного главного злодея, шерифа Ноттингема, Рикман был удостоен премии BAFTA.

Актер снялся более чем в 50 картинах. Многим запомнилась его работа в фильме Энтони Мингеллы "Искренне, безумно, сильно", вышедшем в 1991 году. В романтической комедии актер сыграл призрака мужа главной героини, доказывающего, что любовь не заканчивается после смерти. Фильм не стал столь же широко известным как американская картина "Привидение", но он не менее (а, может и более) трогательный, эмоциональный и "слезоточивый" - именно благодаря блестящей игре Рикмана.

Несомненная удача - участие актера в картине "Разум и чувства" Энга Ли, выдвинутой на "Оскар" в шести номинациях. Рикман исполнил роль зрелого романтического героя, полковника Брендона, своей верностью, мужеством и нежностью завоевывающего сердце героини Кейт Уинслет. Превосходный фильм, который считается одной из лучших экранизаций романов Джейн Остин, стал откровением для многих зрителей, которе привыкли, что актер исполняет яркие, но отрицательные роли.

Рикман отлично умел иронизировать - к примеру, в фантастической комедии 1999 года "В поисках галактики" он сыграл пародию практически на самого себя - англичанина, "шекспировского" актера, которому надоели "типичные" роли. Интересно, что изначально герой Рикмана носил рыцарский титул. Однако актер попросил, чтобы приставку "сэр" убрали - как несовместимую с образом. Просьбу Рикмана выполнили, но в титрах его герой так и остался записан как "сэр Александр Дэйн".

В 2001 году Рикман снялся в первом фильме "поттерианы" - "Гарри Поттер и философский камень". Он был одним из немногих актеров, на участии которых настаивала Джоан Роулинг. Профессор Северус Снегг получился идеальным: на первый взгляд, безжалостным, высокомерным, стоящим по темную сторону силы. И тем трагичнее оказалась развязка, когда представление о "злодее" поменялось кардинально, перевернулось с ног на голову.

В фильмографии Рикмана есть немало фильмов, которые без него были бы совершенно иными. В "Реальной любви" он стал героем самой, пожалуй, трагичной истории, о старении и предательстве. В мрачном мюзикле "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" снова перевоплотился в злодея - судью Терпина, искалечившего судьбу молодой супруги главного героя.

В "Клубе "CBGB" Рикман сыграл "крестного отца панка", Хилли Кристала, владельца культового заведения с феноменальной историей, где начинали свою карьеру многие известные группы - Blondie, The Ramones, AC/DC, Dead Boys, The Jam, The Police, Guns N' Roses, KoRn и многие другие. Актер настолько вжился в роль, что кажется, будто он сам в бесшабашные 70-е годы был одержим панк-роком.

Об актерском таланте Рикмана можно говорить бесконечно. Но он еще и обладатель шикарного, бархатного, идеального голоса, за что коллеги прозвали его The Voice. Сложно поверить, но в детстве у него были проблемы с речью, вызванные врожденным дефектом челюсти. Этот недостаток превратился в достоинство: оригинальная манера говорить сделала Рикмана одним из лучших актеров озвучивания.

В "Догме" он сыграл Метатрона, который является Божьим Гласом. В "Автостопом по Галактике" озвучил депрессивного робота-параноика Марвина (из-за чего фильм рекомендуют смотреть без дубляжа, исключительно в оригинальном варианте). Он отдал свой голос мудрой гусенице Абсолем в дилогии Тима Бертона про Алису.

О себе Рикман говорил с чисто английским изяществом: "Я серьезно отношусь к своей работе, а это возможно только при несерьезном отношении к собственной персоне".