И выл дед

Минувший год был крайне богат на триумфальные и не очень возвращения культовых киноявлений. К сожалению, к первой категории можно причислить не так много релизов, как хотелось бы. К счастью, в нее по праву можно отнести легендарное детище Сэма Рэйми - трэш-могильную сагу о парне по имени Эш и его противостоянии зловещим мертвецам, которая решительно ворвалась в телевизионное пространство 31 октября.

Сэм Рэйми сразу дал понять, что не собирается идти на поводу у мягкотелых ханжей, а хочет сделать все так, как надо. Единственным каналом, рискнувшим предоставить площадку для скандального творчества братьев Рэйми, стал Starz, уже сотрудничавший с Сэмом в рамках работы над сериалами про Спартака. Все остальные струсили, отказали и теперь кусают локти: пилотный эпизод произвел такой фурор, что права на показ выкупили более чем в сотне стран, всевозможные рейтинги с самого начала зашкаливали (прямо сейчас - 8,9 на IMDb и 98 процентов на rottentomatoes), а решение о продлении на второй сезон было принято до начала показа первого.

Не единственная, но крайне важная причина столь ошеломительного успеха - Брюс Кэмпбелл. Возможно, его карьера сложилась не так удачно, как могла, и вполне вероятно, что "Оскара" ему не видать. Однако недостаток актерского таланта он с лихвой компенсирует брызжущей через край харизмой (свидетели второго сезона "Фарго" не дадут соврать). Роль же Эшли Уильямса, буквально созданная для него, в сериале заиграла новыми гранями. Эша, которого мы знали и любили по фильмам 80-х, - юноша, ледяным ужасом перерожденный в победителя нежити, - годы изрядно потрепали. Теперь он стареющий раздолбай, туповатый, но добрый и честный; бестактный, самоуверенный и обросший жирком, но не растерявший природного обаяния.

Ослепительное великолепие личности главного спасителя мира от нечистой силы оттеняет его новая компания, состоящая из латиноамериканского юноши, еврейской девушки и темнокожей женщины-копа. Те, кому сейчас в голову пришла мысль о пресловутых проявлениях толерантности, выкиньте ее оттуда немедленно. Мультикультурность свиты Эша - это отнюдь не дань политкорректности, а повод для множества вопиюще неполиткорректных острот. Приятным бонусом к разношерстному составу персонажей идет инфернально прекрасная Люси "Королева воинов" Лоулесс и бестиарий потустороннего мира, представленный как одержимыми демонами бедолагами, так и самими демонами.

Команде сценаристов и режиссеров Сэма Рэйми удалось не только сохранить дух оригинальной трилогии, но и гармонично соединить старое доброе с новыми идеями. Основные события каждого эпизода локализованы в замкнутых пространствах. Неравные бои с нежитью ведутся повсюду: в бункере, в придорожном кафе, в частных жилых домах и, конечно, в лесной хижине. Глобальный же нарратив превратился в каноничный роад-муви, с вытекающими отсюда изменениями характеров персонажей и их взаимоотношений. Более того, путешествие из пункта А в пункт Б очень быстро перестает быть сугубо географическим. В какой-то момент на сцене появляется здешний Дон Хуан, посредством которого Эш официально нарекается Эль Хефе, проходит инициацию - и вот перед ним уже два пути и, соответственно, два пункта назначения. Один - персональный ад, второй - Внутренняя Флорида. Причем, какой из путей является правильным - большой вопрос.

Сочетание разудалого трэша, где каждую минуту кто-нибудь умывается парой литров крови расчлененного монстра, уморительных шуток, вороха ностальгических отсылок к исходникам, колоритных запоминающихся характеров, четко выверенного стиля, небанальных подтекстов и сюжетных поворотов (финальный твист сезона особенно хорош) - сериал "Эш против зловещих мертвецов", кажется, изо всех сил старается угодить всем и сразу. И, что удивительно, ему это каким-то невообразимым образом удается. Вариантов, в общем-то, всего два. Либо Сэм Рэйми продал душу дьяволу, либо Сэм Рэйми - и есть дьявол. В любом случае, все остаются в выигрыше.

5