Как создавался "подводный терминатор"
Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.
Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.
Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды. Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.
Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На "Лире" впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.
- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".
Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию. Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.
Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты. Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.
Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал". Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. "Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.