Этот комплекс можно назвать уникальным. В 1996 году, когда он был создан постановлением правительства РФ на более чем скромной базе филиала Тульского областного краеведческого музея на Куликовом поле, имелся лишь исторический Красный холм с колонной-памятником и храмом Сергия Радонежского, где изредка появлялись туристы. Сегодня это один из крупнейших и интереснейших музеев страны с филиалами, своими традициями и разнообразными направлениями деятельности. Его ежегодно посещают более трехсот тысяч человек.
Музейный комплекс "Поле Куликовской битвы", строительство которого завершилось в конце 2015 года (к сентябрю в нем обещают открыть современную экспозицию), - должен стать образцом туристического объекта, в полной мере учитывающего потребности его гостей. Еще это уникальное архитектурное решение здания музея, построенного в буквальном смысле посреди поля. И наконец, это принципиально новый этап в развитии исторического места.
О внутреннем туризме, бизнесе и культуре корреспондент "РГ" побеседовала с директором государственного музея-заповедника "Куликово поле" Владимиром Гриценко.
Владимир Петрович, как уверяют туроператоры, в свободное время люди едут в основном туда, где происходят какие-то интересные события. Но нет ли противоречия между основательным развитием туристической инфраструктуры и организацией быстротечных мероприятий?
Владимир Гриценко: Признаться, ставку на событийный туризм мы сделали от безысходности. Двадцать лет назад на Куликовом поле не существовало никакой инфраструктуры, плюс играли свою роль удаленность комплекса и отсутствие финансов… Все это подвигло к тому, чтобы аккумулировать имевшиеся ресурсы для каких-то разовых событий. Они становились главным стимулом, побуждавшим людей к нам приезжать.
Но время идет, и сейчас мы прекрасно понимаем, что важно развивать не только крупные мероприятия, которые сразу дают большое количество посетителей, но и, учитывая уже созданную инфраструктуру, ряд более мелких событий.
Это та самая фишка возвратного туризма: приехал на какое-то мероприятие, посмотрел и захотел вернуться еще раз, уже в более спокойной обстановке?
Владимир Гриценко: Да. Вторая цель событийного туризма - заполучить одного и того же гостя несколько раз.
Есть социологические исследования, проводившиеся еще в советское время, из которых следует, что по музеям ходит в основном одна и та же категория людей. Есть те, кого вообще не интересует такое времяпрепровождение. Повлиять на этот фактор достаточно сложно. А вот привлечь людей, которые считают посещение знаковых мест и отдых там важным для себя, - задача номер один.
Но "фонтанировать" крупными событиями каждое воскресенье непросто и затратно. Поэтому мы для себя видим такую форму работы, как создание мини-событийного ряда. Одно дело, когда человек приехал на годовщину Куликовской битвы, провел здесь полтора-два часа, сел в машину и уехал. Но совсем другое - когда гость остался. Пусть это будет одна или две ночи в гостинице с посещением местных кафе. Тогда у нас появляются другие возможности, в том числе, разумеется, финансовые. Мы можем предложить людям гораздо больший спектр услуг. Это относится не столько к музею, сколько к малому бизнесу. Сейчас на Куликовом поле имеются частные гостиницы, можно организовать питание.
И для нас как для музейщиков это совершенно другие возможности. Возьмем, к примеру, обзорную тематическую экскурсию: если на ней уже побывал, второй раз она не интересна - на то и обзорная, чтобы дать общее представление. Человек, который приезжает впервые, надеется увидеть все, но успевает пройтись только "по верхушкам". Мы должны организовать и предложить туристу то, что ему будет интересно, на все появившееся у него время. Да, это дополнительные сложности, но в этом и наши перспективы - можно о чем-то углубленно рассказать, показать места, которые обычные посетители не могут посмотреть из-за недостатка времени.
Отсюда и появились ваши предложения походов на велосипедах и лошадях, путешествий на байдарках по рекам Куликова поля, а также призыв придумать имя для маленькой пони?
Владимир Гриценко: Конечно. Задача - в развитии. Кстати, есть такая тенденция: мы почему-то надеемся, что люди поедут исключительно к нам, но забываем, что сами, когда отправляемся в путешествие в отпуск или выходные, хотим побывать и в этом месте, и в другом. Думаю, основные усилия должны быть направлены на формирование таких сквозных маршрутов, которые бы представляли не один объект, каким является, например, Поленово или Ясная Поляна, а целую связку, позволяющую вдобавок посетить и имение Болотова, и купеческую усадьбу в Епифани.
Надо показать то разнообразие, которым обладаешь ты и расположенные поблизости или тематически связанные с тобой объекты. Сейчас важна консолидация в самых разных сферах. Это может быть увязка территорий: например, Богородицк - Епифань - Куликово поле - Себино. А может, тематическая, историческая или природная - зависит от той категории людей, на которую мы хотим повлиять.
Не превалирует ли сегодня - в контексте развития туризма - бизнес над культурой?
Владимир Гриценко: Опасения на этот счет в культурной среде существуют, и они понятны: сейчас время, когда всю сферу культуры попытались вывести на какие-то математические показатели. Конечно, одним из самых объективных показателей, видных и понятных, является рубль. Но ни в коем случае нельзя делать его единственным и тем более доминирующим. Все же мы должны применительно к сфере культуры помнить, что есть федеральный закон о музеях и музейных фондах, который ставит задачи прежде всего сохранения, приумножения культурного наследия и его представления. Про деньги там нет ни слова. Мы должны рассматривать этот показатель как один из многих критериев, в том числе при реализации каких-то проектов. И сегодня мы научились неплохо зарабатывать.
Мероприятия могут быть разными. Скажем, приезжает школьный автобус, дети идут в музей бесплатно, на карманные деньги купят сувениры, но больше потратят на лимонад и чипсы. С точки зрения коммерции они нам не интересны. Но было бы неправильно, если бы я ориентировался на узкий круг людей с высоким достатком или забыл про ветеранов и людей с ограниченными возможностями и не разрабатывал программы для них. Ясно, что в таком случае мы бы своей задачи как учреждения культуры не выполняли.
Чем отличается предприятие от учреждения? Цель первого - любыми способами заработать, а наша - решить те задачи, которые поставлены федеральным законом. Наверное, можно говорить, что в процессе развития мы должны вернуть часть денег, чтобы на эти средства провести что-нибудь еще. У нас в ходе организации многих мероприятий получается так, что часть их бюджета мы можем закрывать не только средствами, которые выделило на эти цели государство, но и полученными непосредственно от посетителей.
Да, мы, например, собираем деньги с торговых точек, но понимаем, что нам затем нужно за ними убирать территорию. Кто получил здесь прибыль, может и разделить с нами расходы на организацию этого мероприятия. К тому же мы сразу объявляем, на что пойдет сбор средств. Скажем, на возрождение Зеленой дубравы или проект "Колокола Куликова поля". Это деньги благотворителей и средства, вырученные на праздниках. Прибыли колокольный звон не принесет, зато чувства может пробудить. Вот это важно.
Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре:
- В начале 1990-х, когда мы с Владимиром Гриценко почти одновременно возглавили два федеральных музея (Толстой - "Ясная Поляна", Гриценко - "Куликово поле". - Прим. ред.), естественно, строили далеко идущие планы. Я очень рад, что коллегам уже удалось их реализовать, "Ясная Поляна" на очереди - работы начинаются в этом году. В обоих случаях основная идея - сделать максимум для удобства людей, которые приезжают в эти, без преувеличения знаковые и даже святые для нашей страны, истории и культуры, места. А как только появляется место притяжения, вокруг него обязательно возникает какой-то местный промысел, создаются рабочие места. Это становится точкой роста. Главное, чтобы культура давала этот посыл, но не брала при этом на себя задачи бизнеса. Очень хорошо, что музеи научились зарабатывать, но не в этом их задача.