"Тайные солдаты Бенгази" заставят хмыкнуть некоторых сочувствующих США

"Фабрика грез" ни на минуту не забывает об основной своей функции - пропагандистской. Разумеется, помимо проведения перманентной ползучей культурной интервенции, американской киноиндустрии необходимо время от времени конкретно напоминать всем о ценностях и взгляде на международные события, к которым мир следует неустанно приучать. В рамках этой программы один за другим выходят фильмы о "крестовых походах" американских военных - в Афганистане, Ираке, Ливии. Вслед за "Уцелевшим" (не путать с "Выжившим") и "Американским снайпером" в российский прокат выходит фильм "13 часов: Тайные солдаты Бенгази".

2.0

На этот раз в режиссерском кресле оказался признанный король американского коммерческого кино Майкл Бэй. Автор "Армагеддона" и франшизы о трансформерах уже имеет опыт осмысления американской военной истории - его картина о Перл-Харборе имела огромный финансовый успех, хотя до сих пор является объектом насмешек за свою чрезмерную слезоточивость. В этот раз Бэй, обратившись к относительно недавним событиям - речь в фильме идет об атаке на американское консульство в 2012 году, - попытался снизить градус драматичности и добавить экшна.

Последнего в "13 часах" действительно хватает. Здания и машины взрываются и горят, вокруг свистят пули, десятки ливийских боевиков, штурмующих американские объекты, пачками валятся на песок, пораженные первым же выстрелом. И, несмотря на весьма непростые обстоятельства, американские военные, как им и положено, демонстрируют чудеса выживаемости: убить их можно либо в хаосе штурма, либо отутюжив их форпост гранатометами.

Действие обильно удобрено типичным "армейским" юморком: бравые элитные бойцы успевают грубо подшучивать друг над другом и в минуты отдыха, и в тяжелом бою. Типичный образец: "Да ты кофейные зерна от беличьих фекалий (тут прозвучал более грубый синоним, - прим. "РГ") не отличишь!"

Понятно, что "философские" беседы, которые время от времени ведут между собой персонажи с подобным представлением о том, как надо шутить, особой глубиной не отличаются. Однако это не делает их недостойными внимания: диалоги эти весьма показательны. Во время передышки между перестрелками один из бойцов рефлексирует и признается: "Если погибну, дочь скажет, что я умер там, где не должен был находиться - в стране, на которую мне плевать". Это заметно отличается от того, что мы видели в пропитанной военным пафосом картине республиканца Клинта Иствуда, вовсе не собиравшегося ставить под сомнение цивилизаторскую целесообразность агрессии Буша в Ираке.

Более того - в фильме вновь поднимаются вопросы, которые возмущенная американская общественность задавала администрации Обамы. Здесь и ошибки руководства, и нехватка поддержки, и недостаточное внимание к подвигу. Впрочем, общего дискурса это, конечно, не меняет: самым пронизывающим восклицанием в фильме остается возмущенное: "Могут погибнуть американцы!", звучащее на фоне непрекращающихся смертей ливийцев. Есть здесь и все характерные атрибуты голливудских картин об американских военных кампаниях: и стоящий с "освободителями" до конца "благородный дикарь", и харизматичный лидер-антагонист, и готовые в любой момент предать местные "союзники", и не вполне уместное напоминание со стороны одного из них: "Эй, Капитан Америка, я воюю за свою страну!"

Американским киноделам же в судьбе этой страны все пугающе ясно. Финальный титр, иллюстрирующий это, способен заставить хором хмыкнуть даже не самую враждебную ко внешней политике США аудиторию: оказывается, Ливия стала недееспособным государством, да еще и оплотом ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ, - прим. "РГ"). Удивительно, но в мире действительно еще многие уверены в том, что это произошло само по себе. И им сообщение о "реальной истории", вероятно, не напомнит о степени достоверности фильма "Фарго". А должно бы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://telegram.me/cinemacracy