- Я не делаю игрушки - я делаю куклы, - говорит президент ассоциации Светлана Резанова. - Это наши дети, мы отдаем им часть души. Когда у человека нет души, нет мастерства - куклы становятся страшными, а когда складывается и с тем, и с другим - выходят душевными, начинают жить своей жизнью.
Авторская кукла - странный и загадочный жанр искусства - появилась в середине прошлого века как попытка художников уйти от агрессии и хаоса жизни в свое уютное пространство с понятными и приятными правилами игры. В отличие от театральной, детской куклы, они создаются исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. На выставке есть куклы, рожденные под впечатлением от поэзии Цветаевой, прозы Сервантеса, подвигов Жанны д‘Арк, танца Анны Павловой.
Технический прогресс предоставил художникам широчайшие возможности: кукол делают из фарфора, бумаги, кости, керамики, резины, пластика. Майя Хохлова из Екатеринбурга работает с текстилем.
- Материал нужно прочувствовать, - считает она. - Пластик я ощущаю как чужеродный, не ложится он в руки. А текстиль понимаю. Первая моя кукла - тряпочный зайчик в подарок маме (он до сих пор жив). Первую серьезную куклу я тоже сделала из ткани, в "чердачной" технике: было интересно поиграть с разводами, переходом цветов…
"Чердачные" куклы с эффектом старины приятны не только глазу, но и носу: они пропитываются раствором корицы, кофе, какао, приобретая аромат детства, уюта (по легенде их родоначальником стала куколка, забытая на чердаке кофейной фабрики). Грифон из серии "Изразцы" сделан Майей в более трудоемкой технике - из ткани, вручную сплетенной из ниток.
Еще один мастер, предпочитающий текстиль, - Светлана Лаптева из Кургана. Она ищет вдохновение в средневековых фресках. В Екатеринбург Светлана привезла Полкана, которого называют русским кентавром. Это существо скачет по стенам древних русских соборов. Сначала художница планировала дать ему в руки палицу, но знатоки указали на ошибку: Полкан - защитник, а палица - оружие для нападения, лучше вооружить его мечом.
- Мне нравится, что Светлана, отталкиваясь от традиционной куклы, привносит в работу авторское начало, - говорит искусствовед Любовь Качарина. - То же самое есть в народном творчестве: кто-то просто пересказывает сказку, а кто-то добавляет чуть-чуть от себя.