Новости

28.01.2016 20:48
Рубрика: Культура

В Доме Брюсова откроется выставка к 150-летию Редьярда Киплинга

"Законы джунглей", Музей Серебряного века, 29 января - 6 марта

Проект, который представят в Доме Брюсова, приурочен к 150-летию со дня рождения Редьярда Джозефа Киплинга. "Книга джунглей" принесла автору наибольшую известность. Для советских детей она стала настольной, в чем, конечно, немалая заслуга переводчиков. Советская, а потом российская анимация также сильно полюбила Киплинга - более десятка экранизаций по его произведениям. Стихи Киплинга переводили Константин Симонов и Самуил Маршак, сказки - Корней Чуковский. Кроме того, знаменитая строчка "Мохнатый шмель - на душистый хмель...", которую спел Никита Михалков в фильме "Жестокий романс", - не что иное, как стихотворение Киплинга. Все это притом что Киплинг, мягко говоря, недолюбливал Россию, а потом и СССР.

В самой Британии к творчеству писателя отношение тоже было неоднозначным. Издатели всегда платили ему щедро. Его любил король - Киплинг и Георг V были очень дружны. Когда писатель умер, гроб, накрытый британским флагом, нес сам премьер-министр Соединенного Королевства Стенли Болдуин. Но коллеги называли Киплинга, кстати первого англичанина - лауреата Нобелевской премии по литературе, - "поэтом казармы", "бардом империализма". Многие из них проигнорировали его похороны.

Как признаются сотрудники Литературного музея, читать "Книгу джунглей" современным детям нелегко. Большинство в лучшем случае знакомы с мультфильмом. Гости выставки "Законы джунглей" смогут прочитать эту книгу вместе с сотрудниками музея не как философскую или сатирическую притчу, а как мудрую сказку. Расскажут детям и о самом Киплинге, чья биография весьма увлекательна - учеба в частном пансионе с жесткими порядками, из-за которых писатель до конца дней страдал бессонницей и сильной близорукостью, постоянные странствия - Киплинг жил в Японии, Китае, США, Южной Африке. Все мастер-классы рассчитаны на детей от 5 до 12 лет.

В дополнение к литературным изысканиям Государственный биологический музей им. Тимирязева проведет три лекции о флоре и фауне джунглей. Ближайшая - уже в эту субботу (30 января). Оказывается, несмотря на то, что Киплинг провел в Индии в общей сложности 13 лет, в его книге есть некоторые отступления от правды. Какие животные проживают в джунглях и почему автору было необходимо погрешить против истины, расскажут биологи.

Впервые в России посетителям будут представлены работы испанского иллюстратора, одного из лучших художников-анималистов в мире Анхеля Домингеса.

Выставка подготовлена студией "Сказка выходного дня".

Эдди Редмэйн: Я уже играл женскую роль до фильма "Девушка из Дании"

"Девушка из Дании" (в прокате с 28 января), пожалуй, один из самых необычных фильмов 2015 года.

Показанный впервые на Венецианском кинофестивале, он произвел громкий эффект. Затем "взорвал" Торонто, где на одном из крупнейших киносмотров мира сразу же вырвался в фавориты. А сейчас - номинируется на "Оскар" в нескольких категориях сразу. Шокирует этот фильм, прежде всего, выбранной темой. Это сейчас можно прочитать в новостях, что теперь в Нью-Йорке, например, могут оштрафовать на 250 тысяч долларов за оскорбление трансгендера: "никто не имеет права называть человека мужчиной, если он считает себя женщиной - и наоборот". Но было время, когда людей, задумывающихся о смене пола считали, как минимум, шизофрениками. Например - двадцатые годы прошлого века. Об этом в начале нового тысячелетия, в 2000 году написан роман "Девушка из Дании" Дэвида Эберсхоффа, на котором и основан сценарий фильма. А его главный герой - художник Эйнар Вегенер - первый человек, решившийся на операцию по смене пола.

Имело ли смысл привозить фильм, где в подробностях рассказана история Эйнара Вегенера, он же Лили Эльбе, в Россию - это вопрос. Но прокатчики рискнули. Потому что снял фильм оскароносный британский режиссер Том Хупер, на счету которого "Король говорит!", "Отверженные", "Красная пыль" и другие картины. Потому что снялись в нем, помимо Эдди Редмэйна, сыгравшего Эйнара Вегенера, такие звездные актеры, как Алисия Викандер (она сыграла его жену - Герду) и Маттиас Шоннартс. В одной из ролей - подруги семьи - новая жена Джонни Деппа Эмбер Херд, но это - не суть. Разговор с Эдди Редмэйном - актером кино и сериальным, который блестяще сыграл главную роль в фильме "Вселенная Стивена Хокинга", получив за нее премии "Оскар", "Золотой Глобус" и BAFTA, и в этом году также претендует на все те же премии за "Девушку из Дании" - получился необычным, как и сам фильм. Так что, возможно, и на этом интервью стоит поставить отметку 18 плюс.

Эдди, что вы можете рассказать об экстраординарной Лили из истории про "Девушку из Дании"?

Эдди Редмэйн: К моменту, когда впервые прочитал сценарий, я ничего не знал про историю Лили и Герды Вегенер. Но то, что я прочел, глубоко запало мне в душу, как страстная, при этом подавляющая история любви, которая отвечает на многие вопросы и позволяет выйти за общепринятые границы. Также это история глубоко аутентичная, рассказывающая о том, что позволяет людям быть самими собой, раскрывает их комплексы и прямо называет темы, о которых нельзя говорить. Простота в разговоре о сложных вещах - именно это зацепило меня в сценарии, и я пытался соответствующим образом играть, изображая Лили и говоря о запрещенных темах. И мне хотелось быть уверенным, что все получилось должным образом, когда мы закончили работу.

Но вы же понимали, что сыграть такую роль - это вызов.

Эдди Редмэйн: Я чувствовал большую ответственность за свою работу. Лили - это экстраординарная женщина, она - икона для трансгендерного комьюнити, и я, как актер, был счастлив, что мне выпало играть такую роль. Обескураживающие вещи - они всегда пугают. Но важно не позволить людям опуститься, и разрушить память ради чего-то волнующего и настоящего.

Том Хупер долго готовил этот проект. Расскажите, как именно вы готовились к нему?

Эдди Редмэйн: Когда я еще не знал, что этому фильму дадут "зеленый свет", я работал с Ланой Вачовски* (имеется в виду фильм "Восхождение Юпитер" - прим. авт.). Мы много говорили о Лили Эльбе. И Лана, между прочим - владелица картин Герды Вегенер, где та рисовала Лили, - посоветовала мне какие книги читать. Так что, когда стало ясно, что съемки "Девушки из Дании" будут, я был уже подготовлен.

Лили и Герда были прекрасными художниками. Вы брали для роли уроки рисования?

Эдди Редмэйн: Вы знаете, я люблю рисовать. Я не великий живописец, но получаю удовольствие от рисования еще с тех пор, как был ребенком. Но вот что поразительно для меня - так это разница между рисунками Герды и Лили - с тех пор, как она была еще Эйнаром. Если посмотреть на работы Эйнара Вегенера - они очень специфичны, и они вроде бы более содержательны, в то время, как работы Герды гораздо свободнее.

И что для меня было особенно интересно - если посмотреть на фотографии или рисунки Лили, когда она жила, как Эйнар - на них, например, изображены огромные воротники, которые словно душат человека. А потом Лили начинает осознавать себя, раскрываться сама. И это также видно по многим деталям и по рисункам в целом.

Том Хупер говорил о том, что одной из причин, почему он захотел работать с вами снова, было то, что он видел - вы способны понять и прочувствовать женщину.

Эдди Редмэйн: Я не знаю. Не думаю, чтобы мы с ним говорили об этом так много. Просто режиссеры всегда ищут в актерах характер, который им интересен и способность должным образом перевоплотиться. Я имею в виду, например, что я в процессе работы над ролью идентифицировал себя с моей мамой. А моей первой профессиональной работой была роль Виолы в "Двенадцатой ночи" Шекспира. И там тоже пришлось играть женщину, так что понять женское начало было не впервой для меня.

Расскажите подробнее о работе с Томом Хупером.

Эдди Редмэйн: Когда вы начинаете работать актером, вы - как человек-оркестр и вначале вам достаточно получить роль, и вы пробуете себя, получая разные задания, попадая в различные группы людей, и вам может быть одиноко. Но потом вы подружитесь с кем-то близким по духу, и вам уже не будет так одиноко, и вы станете стремиться работать с ним снова и снова. Том - друг, который знает многие мои работы и знает все мои актерские штампы, уловки и фокусы. Мы с ним можем быть откровенны до резкости, но для меня просто счастье работать с другом, который к тому же обладает неординарным талантом.

* Американский режиссер Ларри Вачовски сменил пол во второй половине 2000-х, взяв имя Лана. Впервые Лана Вачовски появилась на публике в 2012 году, как раз, когда шла работа над фильмом "Восхождение Юпитер".

Александр Хорт описал радости и страдания Николая Эрдмана

Александр Хорт. Радости и страдания Николая Эрдмана. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2015.

Успехи в области биографического жанра в последнее время - это не редкость, а скорее норма литературной жизни. Хороших биографий в прошлом году вышло много.

Но книга писателя-сатирика и ведущего легендарной рубрики "12 стульев" в "Литературной газете" Александра Хорта среди них не затерялась. Это заметное явление в жанре биографий.

Книга написана живым языком, с чувством юмора, как и положено писателю-юмористу, но с другой стороны - это очень основательная биография знаменитого драматурга и сценариста, с двумя вклейками фотографий и иллюстраций, со списком литературы, что отличает качественную биографию.

Посмертная судьба драматурга и киносценариста Николая Эрдмана удивительна.

"По отношению к творчеству Николая Эрдмана, - с юмором пишет в предисловии к книге Александр Хорт, - многие наши современники чувствуют себя ровно мольеровский мещанин во дворянстве по отношению к прозе: господин Журден очень удивился, узнав в один прекрасный день, что всю жизнь говорил не абы как, а прозой. Так и мы - почем зря цитируем крылатые слова, афоризмы и каламбуры выдающегося драматурга, не зная их автора. Между тем недели не проходит, чтобы телевидение не показало один из многочисленных художественных или мультипликационных фильмов, снятых по его сценариям".

Одна только фильмография Николая Эрдмана впечатляет. "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Застава в горах", "Шведская спичка"... Ну, это просто классика! А вот фильмы для детей: "Морозко", "Огонь, вода и ... медные трубы". И это далеко, далеко не полный список...

И тем не менее, Александр Хорт прав. Фильмы и мультфильмы знают все, а имя их автора знает мало кто.

Литературную и театральную судьбу Николая Эрдмана счастливой не назовешь. После успеха его пьесы "Мандат", поставленной в 1925 году в театре Вс. Мейерхольда вторую его пьесу со знаковым названием "Самоубийца" постигла весьма печальная судьба. Ее тоже принял к постановке Мейерхольд и даже приступил к репетициям, но пьеса была запрещена к показу. На Эрдмана-драматурга начались гонения. В 1933 году он был арестован и сослан на три года в Енисейск.

После ареста была запрещена к показу на сцене и пьеса "Мандат". Прекрасный драматург вынужден был уйти в кино.

"Думается, предскажи некий пророк Эрдману, что в будущем о его жизни станут писать книги, он встретил бы такие слова скептической улыбкой. Ну что вы, сказал бы, этого не может быть хотя бы по той причине, что моя биография запятнана ссылкой. Да и в быту вряд ли могу служить эталоном - не прочь выпить, часто играю на бегах, излишняя любвеобильность тоже меня не украшает..."

Его любили женщины. Непростая история связывала его с ведущей актрисой МХАТа Ангелиной Степановой, будущей женой писателя Александра Фадеева. В книге Александра Хорта впервые биография Эрдмана представлена во всем объеме с использованием в том числе и архивных материалов.

Японки выступят в жанре хэви-метал

BabyMetal (CD). Edel Germany GmbH/ "Союз Мьюзик". 2015 г.

Японские артисты заявляют о себе в мировом шоу-бизнесе в лучшем случае раз в 15-20 лет. До сих пор самым знаменитым был клавишник Ричи Сакамото. Теперь у Европы новое увлечение - живописный и звонкий хэви-металический состав BabyMetal. Три девушки распевающие - трогательными, протяжными, порой почти мультяшными, "буртинистыми" голосами или скороговорками - самый что ни на есть скоростной и стремительный хэви-метал! С эпизодическими вкраплениями тинейжерской поп-музыки. Baby Metal уже даже выступили в престижном лондонском зале O2, где аплодировали и подпевали, зная наизусть многие песни взрослые, матерые мужчины, накануне, наверняка, внимавшие Slayer или Metallica.

Есть в музыке BabyMetal порой и что игрушечное, в некоторых песнях случается перегруженность электроникой и поп-припевами, но слушаются песни свежо, весело, бойко, безбашенно, контрастно. Эдакий танец маленьких утят под раскаты неукротимого хэви-метала… Ничего подобного в шоу-бизнесе еще не было. От этого и успех. А в этом году и мировой тур!

The Gamma Ray. The Best (Of). (2CD). Edel Germany Gmb.H/ "Союз Мьюзик". 2015 г.

Классики тевтонского метала представили новый альбом, выбрав все лучшее из своего могучего и могущественно-драматического творчества. Есть в них мощь, продолжающая размашистые традиции Вагнера и напор, скорость, которым позавидовал бы и еще один знаменитый немец - автогонщик Михаэль Шумахер. А еще неукротимая, взвинченная мелодичность и лихие, задириситые хоралы на высоких нотах при бэк-вокалах. Это очень мужественная, сильная и типично мужская музыка, дающая уверенность в своих силах и жажду нового самоусовершенствования. А лидер Gammy Ray лидер гитарист и вокалист Кай Хансен (тот самый, что прежде создал и Helloween) - вообще культовая фигура современной тяжелой музыки. Вполне сопоставимая по таланту и плодовитости с Дэйвом Мастейном из Megadeth или "немецким Блэкмором" - гитаристом со сложным именем Axel Rudi Pell.

Только на этот раз Кай Хансен пошел еще дальше. Решил попробовать себя и в литературных воспоминаниях, эссе. К каждой из 25 песен он сочинил увлекательно читающиеся предисловия, рассказал занятные истории. Читать их столь же порой интересно и познавательно, как и слушать сами треки, среди которых оказались и Armageddon, и To the Metal, и Rebellion In Dreamland (для нынешнего диска Хансен выбрал одну из нескольких версий этой грандиозной песни), и самая "вампирская" песня группы Blood Religion. Кто-то прочтет эти заметки еще и как пособие о том, как нужно жить в рок-музыке, чтобы получать от нее удовольствие и оставаться звездой.

А само издание The Best (Of) демонстрирует и то, почему хорошую музыку полезнее покупать именно на физических носителях: CD или LP. Поскольку двойной компакт-диск, снабжен еще и 30- страничным буклетом, с текстами песен, десятками фотографий и репродукциями афиш, да и этими очень любопытными и полезными воспоминаниями Кая Хансена. Очень хорошее дополнение к любимым песням.

Культура Арт Музеи и памятники
Добавьте RG.RU 
в избранные источники