04.02.2016 12:22

Астрономы впервые получили данные о "Летающей тарелке"

Международная группа астрономов под руководством Стефана Гильото из Астрофизической лаборатории в Бордо впервые выполнила прямые измерения температуры крупных пылевых зерен во внешних частях протопланетного диска вокруг молодой звезды - объекта, прозванного "Летающей тарелкой".

Об этом сообщается на официальном сайте Европейской южной обсерватории ESO (European Southern Observatory). Ученые применили новый метод наблюдений. При помощи телескопов ALMA и IRAM им удалось измерить температуру крупных пылевых зерен в окрестности молодой звезды 2MASS J16281370-2431391, расположенной на расстоянии 400 световых лет от Земли.

"Эта звезда окружена газопылевым диском, - сообщается на сайте ESO. - Такие диски называют протопланетными, так как они представляют собой раннюю стадию формирования планетной системы. В данном случае диск виден практически с ребра. На оптических снимках он выглядит как НЛО, почему и получил у астрономов прозвище "Летающая тарелка" (Flying Saucer)".

Изученная пыль оказалась гораздо холоднее, чем ожидалось. Ее температура составляет минус 266 градусов по Цельсию. Ученые отмечают, что получили изображения с очень высоким пространственным разрешением. В некоторых случаях сигнал был отрицательным, что удивило исследователей. До сих пор считалось, что это физически невозможно. Объяснение уже найдено. По словам руководителя проекта Стефана Гильото, астрономы наблюдают за диском не на черном фоне пустого ночного неба, а на фоне яркой туманности Ро Змееносца.

"Ее рассеянное свечение "размазано" по слишком большой площади, чтобы быть зарегистрированным приемниками ALMA, но протопланетный диск это излучение поглощает, - говорит он. - В результате получается отрицательный сигнал. Это означат, что какие-то части диска холоднее фона, на котором они наблюдаются. Получается, что Земля как бы попадает в тень, отбрасываемую "Летающей тарелкой".

По его словам, измеренная температура гораздо ниже той, которую предсказывает большинство современных моделей. Расхождение показывает, что физические параметры крупных пылевых зерен не такие, какие принято считать. Если подтвердится, что низкая температура пыли является обычным свойством протопланетных дисков, это изменит понимание об их формировании и эволюции.

Отчет о работе опубликован на страницах журнала Astronomy & Astrophysics.