12.02.2016 15:58
    Поделиться

    Что стало с Пушкинским театральным фестивалем в Пскове

    В Пскове завершился XXIII Пушкинский театральный фестиваль
    В этом году организацией ежегодного театрального форума занималось новое руководство - напомним, полгода назад Псковский академический театр драмы имени А.С Пушкина объединили с Театром кукол и Филармонией. Корреспондент "РГ" побывал на одном из главных культурных событий региона и попытался выяснить, что изменилось.

    Совершенно точно прежними остались даты проведения фестиваля - спектакли для псковичей показывали традиционно чуть больше недели, с 5 по 11 февраля. Всего зрители увидели тринадцать постановок, одиннадцать из которых были показаны на сцене Псковского театра драмы - концертный зал филармонии и кукольный театр, вопреки заявлениям и ожиданиям, оказались практически не задействованы.

    - Мы старались собрать самые разные и лучшие спектакли, которые есть в нашей стране, - отметил на открытии руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев.

    При этом большинство таковых, судя по программе, оказалось в Санкт-Петербурге. С одной стороны, это не может не радовать, но с другой - "громких", общероссийских имен явно не хватало. И это, совершенно точно, большая ошибка не только касательно привлечения публики, но и уровня самого фестиваля. Если прошлогодний форум под руководством Василия Сенина лично познакомил зрителей с такими мастерами как Кама Гинкас, Вениамин Смехов, Петр Мамонов, то нынешний собрал куда более скромные творческие силы. К счастью, коллективы оказались не менее профессиональными.

    Одним из самых запоминающихся стал спектакль, открывший фестиваль, - "Маленькие трагедии" петербургского Театра юных зрителей. Те, кто его уже видел, справедливо подчеркивают - эта работа Руслана Кудашова непременно понравилась бы американскому мультипликатору Тиму Бертону. В первую очередь, визуальным воплощением: основная декорация здесь - части огромного человеческого скелета. Но главная заслуга режиссера, конечно, не в этом, а в той точности и аккуратности, которая позволила ему переплести текст классика с современностью, ничуть не опошлив не и не лишив его смысла. Пожалуй, наибольшая неожиданность и, как следствие, поголовная зрительская влюбленность - Моцарт. Вместо хрестоматийного образа на сцене появляется рыжий юноша. И, как ни странно, в его хулиганских выходках, горящих глазах и безрассудности гораздо больше жизни, чем в любом другом воплощении великого музыканта. Стоит ли говорить, что тем чудовищней выглядит злодейство Сальери? Спектакль наполнен самой разной музыкой (от клубных ритмов до песен Вертинского), юмором и вместе с тем некоторые сцены трогательны до слез. При этом, сам Александр Сергеевич совсем не за кулисами - он пишет свои трагедии прямо на сцене, каждый раз мучительно переживая за героев.

    Второй фестивальный день немного сбавил накал. Начался он с постановки "Всадник Cuprum" петербургского театра "Кукольный формат", а после столичный Театр им. Пушкина показал "Повести Белкина". Идя на этот спектакль, нужно знать, что ставили его восемнадцать лет назад. Повествование движется медленно и напоминает, скорее, костюмированную читку. Здесь всем правит дословный пушкинский текст и оттого временами, признаться, становится скучновато. Зато, что называется, на контрасте сыграла постановка "Спасти камер-юнкера Пушкина" - работа Иосифа Райхельгауза и московского театра "Школа современной пьесы". Это тоже диалог "Пушкин - современность", но в более житейской плоскости: дело в том, что великий поэт постоянно мешает жить главному герою Михаилу Питунину. И в детском саду, и в школе, и в армии ему задают один и тот же вопрос "Ты что, Пушкина не любишь?", а за ним, словно проклятье, следуют всяческие неприятности. И только спустя годы, Питунин осознает - любит, да так, что готов за него жизнь отдать! Публика при этом вовлечена в процесс, расположившись прямо на сцене вместе с актерами.

    Также зрители увидели "Пять вечеров" Русского театра Эстонии, "Крейцерову сонату" и "Дни Турбиных" Тюменского драматического театра, "Золушка. Бал" в исполнении "Лицедеев", "Пиковую даму" Гродненского театра кукол. Свои постановки показали петербургские коллективы "Цех", "Такой театр" и "Мастерская".

    При этом спектаклей самого псковского драмтеатра в программе не значилось. Кажется, впервые за несколько лет. Справедливое удивление вызвал и тот факт, что не появились на открытии фестиваля ни главный режиссер Александр Кладько, ни художественный руководитель Григорий Козлов. Последний, кстати, был заявлен в программе творческих встреч, но и ту в итоге перенесли. К слову, труппу театра в это время почему-то отправили на гастроли в Великие Луки, и лекции, адресованные актерам, прошли по другим сценариям. Просвечивалась во всем этом какая-то незаинтересованность руководителей, которая, хочется верить, результат первого опыта. Ведь не только псковскому зрителю будет обидно потерять площадку, обещавшую стать центром притяжения лучших творческих сил страны. Иначе гастроли шекспировского "Глобуса" так и останутся главным ее достоянием.

    Поделиться