12.02.2016 14:34
    Поделиться

    Какие спектакли нужно посмотреть в Петербурге

    В гостях у петербургского филиала "РГ" побывал заслуженный артист РФ Михаил Морозов. Актер рассказал, зачем нужен ежегодный фестиваль негосударственных театров "Рождественский парад", легко ли работать в жанре моноспектаклей и на какие петербургские постановки стоит идти, не откладывая.

    Первое, о чем хотелось бы спросить, - фестиваль "Рождественский парад", где вы были председателем жюри. В этом году он прошел уже в 22-й раз. Как, по-вашему, почему за все эти годы интерес к нему не иссяк?

    Михаил Морозов: Я думаю, что такие фестивали - это та печь, где происходит настоящий процесс, где выплавляется, если можно так сказать, отечественный театр. Ведь есть театры государственные, требующие серьезных финансовых затрат, в силу чего там трудно исправить ошибку, и есть небольшие, где важен артист, хороший режиссер, энтузиазм, где экономными усилиями можно достичь большого эффекта.

    Мы живем, как ни крути, не просто в европейском городе, а в многомиллионной европейской столице. И как ни прекрасен наш город, ко многому мы привыкаем. К разнообразию фестивалей в том числе. Но есть огромная страна, есть люди и коллективы, которые не менее профессиональны, интеллигентны, даже интереснее многих наших. Знаете, у меня не поворачивается язык сказать провинция. Тогда придется отнести всю Россию к провинции. Это совершенная ерунда.

    Были ли спектакли, которые вас по-настоящему удивили, запомнились?

    Михаил Морозов: Лучшим спектаклем фестиваля стала работа театра "Поиск" из Лесосибирска. Я до этого и города-то такого не знал! У себя в Красноярском крае коллектив достаточно популярен. Они показали постановку по пьесе Островского "Не все коту масленица", и это смотрелось не просто профессионально, это мастерство экстра-класса. Причем как режиссера, так и артистов. При этом спектакль прекрасно "одет": талантливые декорации, богатый реквизит. Спектакль мог бы действительно украсить репертуар любого питерского театра. И надо сказать, что такого по России очень много.

    Расскажите о составе жюри. Чем оно отличается от жюри других театральных конкурсов?

    Михаил Морозов: Жюри у нас очень хорошее. Это, возможно, лучшие критические силы, которые есть в городе, толковые люди. Отбором спектаклей занимается Марина Старовойтова, есть критики Анна Константинова, Евгений Аврааменко, Алексей Пацуев, режиссер Александр Савчук. Мы всегда конструктивно обсуждаем происходящее, и к концу фестиваля возникает вопрос: как же быть? Как распределить награды, чтобы никого не обидеть? Мы же понимаем, насколько им важно приехать на такой фестиваль. Да еще и в Петербург, да еще и получить этот диплом!

    Хотя вообще, конечно, работа жюри - это тяжелый труд. Не только эмоциональный, но и физический: иной раз нужно смотреть несколько спектаклей в день на разных площадках города! Вот и бегаешь, высунув язык. Поэтому на время свои дела надо отложить, как-то сдвинуть. Но я не жалею, потому что понял пользу всего этого дела.

    Никаких заслуг ни у каких звезд нет, и пусть себе это не приписывают

    Малых театров с негромкими именами в Петербурге сейчас достаточно много. Посоветуйте, что обязательно стоит смотреть?

    Михаил Морозов: Существует коллектив "Театро Ди Капуа" с ведущей актрисой Илоной Маркаровой. У них есть потрясающий спектакль "Жизнь за царя". Кстати, в прошлом году они получили у нас один из главных призов. Надо следить за их новыми работами. Еще я бы рекомендовал присмотреться к "Особняку". Спектакль "ПушкинПушкин" в постановке режиссера Бориса Бирмана надо бежать и смотреть, это блестящая вещь! Есть еще один театр очень традиционный, немного неровный, называется "Ковчег". Так вот, он тоже стоит внимания. Кроме того, очень интересны режиссерские работы Юрия Томошевского.

    Вообще, мне кажется, сейчас маятник медленно возвращается к консерватизму, профессии, культуре. И публику можно удивить только тем, что раньше было нормой. В последнее время востребовано и еще востребованнее будет то, что называется традиционным театром, психологическим, а проще говоря, профессиональным во всех составляющих. Ничто так не удовлетворяет потребности зрителя, как классика, потому что там есть все и обо всем.

    Вы долгое время служите в одном из самых знаковых для страны театров - БДТ имени Товстоногова…

    Михаил Морозов: С тринадцати лет я ходил в БДТ, вот меня судьба туда и отправила. Пару раз бывал в других театрах, довольно, кстати, хороших, и мне это страшно не понравилось. До дурных снов ночью. Вообще я всегда недолюбливал драматическое искусство как зритель. Это правда! Я предпочитаю классическую музыку, архитектуру, литературу, цирк. Меня иногда спрашивают: а зачем тогда ты пошел в артисты? Ответ очень простой: ну, я же пошел в артисты, а не в зрители. Играть-то мне нравится. Хотя своим коллегам я, честно говоря, сочувствую.

    Почему?

    Михаил Морозов: Артисты - глубоко несчастные люди. Мы зависим буквально от всего: от времени, от зрителей, от режиссера, от состояния экономики, от города, в котором работаем, от драматурга, от партнера, от собственного здоровья. И, в первую очередь, от случая. Поэтому никаких заслуг ни у каких звезд нет, и пусть себе это не приписывают. При этом профессия никому абсолютно не нужная.

    Давайте так: можно обойтись без стоматолога? Вряд ли. Без хлебопека? Невозможно. А без артиста? Первое, без кого обойдутся! В этом надо отдавать себе отчет, и не ходить, задравши нос. Я, во всяком случае, стараюсь не задирать, правда, не всегда получается. Если так смотреть на дело, тогда, может, что-то путное и сыграешь.

    В вашем репертуаре много моноспектаклей. Жанр довольно непростой - в одиночку удерживать внимание зала удается не всякому. Почему вы за него взялись?

    Михаил Морозов: Вероятно, во мне всегда была заложена тяга к независимости в этой профессии, когда я за все отвечаю сам. А если вспоминать ориентиры, то перед глазами такая картина: мне лет 20, Капелла, вечер Юрского. Он читал Есенина, играл большую сцену из "Юлия Цезаря"… И вот это был некий толчок. Хотя, вы правы, жанр зверский, поэтому им мало кто занимается. Моя первая моноработа, и единственная, где есть режиссер, - "Жизнь господина де Мольера". Ей уже больше тридцати лет. Но получать удовольствие от этого, вы не поверите, я стал пять-семь лет тому назад. Теперь уже есть азарт.

    А есть у вас какие-то "профессиональные" мечты? Сыграть ту или иную роль…

    Михаил Морозов: Никогда такого не было. Многие артисты говорят - хочу сыграть Гамлета, например. Но возникает масса вопросов: в каком театре, с какими партнерами, кто режиссер? Знаете, в нашей профессии мечтать вредно, артисты и без того все время чего-то ждут. А я живу сегодняшним днем, и у меня мечта одна - чтоб все были живы и здоровы, ей-богу.

    Ну, тогда напоследок о ближайших творческих планах.

    Михаил Морозов: Сейчас работаю над моноспектаклем, который, возможно, будет назваться "Пес со звонким именем Рембо". Эта некая компиляция на основе рассказов сборника Александра Цыпкина "Женщины непреклонного возраста". Сценарий будет мой, тексты я выбирал на свой вкус. Думаю, наиболее реальные сроки премьеры - конец марта.

    После - "Мой Дагестан" Расула Гамзатова. Эту работу очень ждут на международном фестивале в Махачкале. Очень сложно, философская проза. Но кроме меня это никого не должно волновать - зритель в любом случае должен получить удовольствие.

    Поделиться