Конструктор Денежкин стал всемирно известен благодаря системе "Град"

Система "Град" известна во всем мире. Шестьдесят шесть стран взяли за основу своих аналогичных реактивных систем именно 122 мм "градовскую" ракету. Ее признают почти эталонной. И в этом огромная заслуга конструктора Денежкина

Когда в 1954 году после окончания Тульского механического института совсем молодой инженер получил распределение в секретный НИИ-147, он, скорее всего, и предполагать не мог, чем ему предстоит заниматься. И что станет делом всей его жизни. Через три года в НИИ-147 под руководством выдающегося конструктора А. Н. Ганичева начались работы по созданию нового поколения реактивных систем залпового огня.

Казалось бы, ну и что в том было особенного? Ведь фактически создавались аналоги "Катюш". А у "Катюш" был большой недостаток - огромный разброс выпущенных ракет. Именно поэтому после Победы в Советском Союзе намеревались вообще закрыть это направление реактивной артиллерии. Генералы, прошедшие войну, были уверены - у систем залпового огня перспектив нет, так как в бою надо поражать не площади, а конкретные цели.

Главному конструктору НИИ-147 Александру Ганичеву стоило огромных трудов отстоять перед военными идею развития реактивных систем залпового огня. Как раз повышением точности и созданием облика новой ракеты пришлось заниматься Геннадию Денежкину. В итоге удалось добиться, еще недавно казалось, совсем невозможного. Баллистика реактивных "градин" калибром 122 мм оказалась такой же, как у снарядов ствольной артиллерии. Они никуда не разлетались, а били точно в указанную цель, разнося ее в пух и прах.

Систему БМ-21 "Град" приняли на вооружение в 1963 году. За вклад в ее разработку Геннадий Денежкин в 1966 году удостоился Ленинской премии. Было тогда конструктору 34 года .

А в 1969 году состоялось первое боевое применение тогда совершенно секретных реактивных систем залпового огня. Произошло это во время конфликта на острове Даманский. Эффект оказался ошеломляющим.

Вскоре выяснилось, что у этих систем огромный потенциал боевого применения. Например, с помощью "градин" можно минировать большие площади на удалении в несколько километров. Залпом из 20 ракет минируется километр фронта - в каждой ракете множество небольших противопехотных мин. Есть ракеты, предназначенные для создания помех радиосвязи противника в тактическом звене. Комплект из восьми ракет подавляет радиосредства в диапазоне частот 1,5-120 МГц. Дальность стрельбы 4,5-18,5 км. Время непрерывной работы передатчика помех 60 минут, радиус действия помех - 700 м. Осветительная ракета обеспечивает освещение на местности круга диаметром 1000 м с высоты 450-500 м в течение девяноста секунд.

И к созданию всего этого был прямо причастен Денежкин.

В 1983 году его назначили главным конструктором и первым заместителем гендиректора Государственного научно-производственного предприятия "Сплав", выросшего из небольшого НИИ-147. Он получил большие полномочия, которые позволили реализовывать самые смелые замыслы. Продолжались работы по улучшению боевых характеристик "Града", а также создавались еще более мощные системы. В 1987 году была принята на вооружение РСЗО "Смерч", вызвавшая не меньший шок у тогдашних военных противников нашей страны, чем когда-то "Град". Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1989 году Г.А. Денежкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это была награда за "Смерч".

Характеристики этой реактивной системы полностью соответствовали названию. Дальность стрельбы 300 мм ракетами "Смерча" была 90 км, а сейчас достигает 120 километров. Система может быть оснащена четырьмя, шестью или 12 направляющими для реактивных снарядов. На полный залп 12 снарядами "Смерчу" необходимо не более 40 секунд, после чего система за три минуты может свернуться и покинуть позицию.

Вот лишь короткий перечень того, на что способен "Смерч" в бою. Есть снаряды, которые содержат 72 боевых элемента, каждый из которых несет 6912 готовых тяжелых осколков, предназначенных для поражения небронированной техники, и 25920 готовых легких осколков, предназначенных для поражения живой силы противника.

Есть реактивные снаряды с самоприцеливающимися боевыми элементами. Они предназначены для поражения бронетехники. Боевые элементы, выпущенные над местом скопления вражеской техники, сами находят цели и пробивают броню толщиной 70 мм.

Есть снаряды для противотанкового минирования местности. Каждый из них содержит 25 противотанковых мин с электронным неконтактным взрывателем.

Есть целый ряд кумулятивных снарядов, способных поражать все типы бронетанковой техники.

Реактивный снаряд с термобарической боевой частью создает термическое поле диаметром не менее 25 метров. Температура внутри этого поля - свыше 1000 по Цельсию. Уцелеть в этом адском огне шансов нет ни у техники, ни тем более у солдат-агрессоров

Уже в конце своей жизни, продолжая работать, несмотря на преклонный возраст, Геннадий Денежкин принимал активное участие в создании совершенно новой реактивной системы залпового огня - "Торнадо". Они отличаются от "Смерча" новым шасси, унифицированным с РСЗО других калибров, и усовершенствованными боеприпасами.

Сейчас на вооружении Российской армии стоят реактивные системы трех калибров. Это 122 мм "Град", 220 мм "Ураган" и 300 мм "Смерч". Конструкция "Торнадо" позволяет устанавливать на одной колесной базе пусковые блоки различных калибров. В перспективе рассматривается вариант размещения в контейнерах, которые смогут устанавливаться на шасси "Торнадо", оперативно-тактических и крылатых ракет.

В новой системе можно применять старые боеприпасы. Но для "Торнадо" созданы и совершенно новые ракеты. Дальность их стрельбы - 90 км. Ракеты "Торнадо" имеют систему спутникового наведения, благодаря чему ракеты бьют в точку.

Отдельная и пока еще не совсем раскрытая сфера деятельности "Сплава" и конструктора Денежкина - создание многоствольных реактивных систем для Военно-морского флота. Например, реактивный корабельный комплекс "Удав-1М". Он способен эффективно отражать торпедные атаки по надводным кораблям, уничтожать подводные диверсионные группы и бороться с вражескими субмаринами. Никому не приходило в голову бороться с подводными лодками и торпедами залповыми ударами реактивных систем. Туляки это сделали первыми. И один из первых в ряду создателей морского оружия - Геннадий Алексеевич Денежкин.