Если глава униатов (украинская грекокатолическая церковь, УГКЦ) Святослав Шевчук свое разочарование выразил спустя несколько часов после появления текста декларации, то так называемому патриарху Филарету (глава неканонической украинской православной церкви киевского патриархата, УПЦ КП), для того чтобы сформулировать свое возмущение, понадобилось гораздо больше времени, почти двое суток, вероятно - пропорционально сумме грехов. И, в отличие от Шевчука, в общих определениях и сравнительно кратко заявившего, что от прошедшей на Кубе встречи украинцам ничего хорошего ждать не стоит (удивительная вольность для священника, все еще подотчетного Папе), никем в мировом православии не признанный Филарет выдал пространное официальное заявление, состоящее из семи пунктов. В нем он обвинил Патриарха Московского и вся Руси и Понтифика в "необъективности оценок и безосновательности утверждений", к тому же - "проникнутых духом худших образцов светской дипломатии", и едва ли не назвал Папу Римского Франциска "агентом Кремля".
Возмущение и разочарование Филарета и Шевчука вызвали пункты 25-27 совместной декларации, где говорилось о примирении православных и грекокатоликов, а также преодолении церковного раскола на Украине и неучастии в гражданском противоборстве. И тот и другой попытались оправдаться - мол, их священники никогда не призывали к братоубийству. Однако факты - упрямая вещь, и униатские священники, подносившие камни боевикам на майдане, и призывавшие к убийству русских, а равно группы нацистов-погромщиков под предводительством подчиненных Филарета - это объективная реальность, вот уже два года находящая отражение в новостях.
Но если русофобия униатов имеет почти четырехсотлетнюю историю и редко выходит за границы западных областей, то УПЦ КП и ее самозваный патриарх - явление относительно новое. И их яростные нападки на каноническое православие невозможно понять, не вспомнив отдельные моменты украинской и российской истории. Так, нельзя забывать о том, что нынешний глава УПЦ КП Филарет - в миру Михаил Денисенко - мог бы стать Патриархом Московским и всея Руси: после смерти в 1990 году патриарха Пимена именно киевский митрополит стал местоблюстителем престола и считался основным претендентом на него в ходе поместного собора. Филарет, как утверждают злые языки, даже заранее заказал себе патриарший куколь, который и носит сегодня. Но делегаты поместного собора, наслышанные о сребролюбии, гордыне и заносчивости Филарета, рассудили иначе и выбрали предстоятелем Церкви другого кандидата - Алексия II.
Получив такой удар по и без того непомерному самолюбию, Филарет ударился в раскол - после распада СССР он образовал с частью клира и мирян УПЦ КП, однако до 1995 года оставался там вторым человеком, пока первый "патриарх" Владимир не умер при довольно загадочных обстоятельствах, вызвавших немало вопросов и к его "заместителю". Вместе с тем - в 1992 году - Архиерейский собор РПЦ изверг Филарета из сана и предал анафеме за "жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление".
С такими рекомендациями Филарету были обеспечены распростертые объятия новой украинской власти, сменившей номенклатурные пиджаки на вышиванки. И уже тогда, при президенте Кравчуке впервые прозвучала идея создания единой украинской поместной православной церкви, с которой самозваный киевский патриарх носится по сей день и не выбирает средств для достижения цели. Еще тогда боевики-националисты начали с помощью силы отбирать храмы у канонической Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). И тогда и сейчас делать это было несложно: церкви на Украине не имеют права собственности на храмы - это условно коммунальное имущество, и потому молодчики, избивающие и изгоняющие священников и прихожан из церквей, считаются полноправными "представителями общины", решившими внезапно изменить "юрисдикцию".
Наибольшего расцвета и могущества Филарет достиг при президенте Ющенко, который тоже носился с идеей обособленной украинской православной церкви, как сельский бухгалтер со счетами. Проблема заключалась только в том, что УПЦ КП до сих пор не признала ни одна православная поместная церковь, и этот "патриархат" сегодня фактически является сектой. Изменить положение Ющенко и Филарет попытались в 2008 году, зазвав в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси Вселенского патриарха Варфоломея - первого среди равных. И хотя успех - принятие УПЦ КП в каноническое общение Константинопольским патриархатом - был очень близко, Варфоломей все-таки не рискнул признавать расстригу Филарета ровней.
Впрочем, Филарет продолжил попытки "объединить" украинское православие под своим омофором: безрезультатно склонял к слиянию УПЦ МП через националистически настроенных священников и куда более успешно вел переговоры об объединении с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Это еще одна непризнанная, созданная при Петлюре, развернувшаяся во время фашистской оккупации и "реабилитированная" Кравчуком церковь. Сегодня националисты, впитавшие от филаретовцев на "майдане" проповеди ненависти, продолжают нападать на православные храмы на Волыни, держат в фактической осаде Почаевскую лавру и присматриваются к Киево-Печерской. Их прыть и озлобление прямо пропорциональны государственной украинской русофобии и национализму. Вместе с ними они и уйдут в небытие, забрав с собой и своего вороватого "патриарха".