"Мост": скандинавский сериал составил достойную конкуренцию "Шерлоку"
При этом в некоторой тени остается шведско-датский "Мост", третий сезон которого завершился всего несколько месяцев назад. Несмотря на то, что все названные сериалы с той или иной степенью условности можно назвать детективами, последний разительно отличается от остальных манерой съемки, постановки, да и общим посылом, что вполне ожидаемо для представителя скандинавского кинематографа.
Действие сериала, который пока состоит из трех сезонов, непосредственно связано со связывающим Швецию и Данию Эрессундским мостом. На нем происходят несколько, мягко говоря, нестандартных преступлений, расследовать которые полиции двух стран приходится совместно.
Главная героиня - детектив полиции Мальме Сага Норен в исполнении не слишком известной в нашей стране Софии Хелин. И вот тут избежать сравнения с "Шерлоком" очень сложно. Герои действительно очень похожи - гениальные сыщики-социопаты, способные заменить собой целое полицейское управление. И разница полов тут не играет никакой роли - множество схожих привычек, практически одинаковая манера общения с другими героями - порой кажется, что их можно было бы поменять местами - и они без проблем освоились бы в новой обстановке. Правда, Шерлок Холмс довольно странно смотрелся бы в Porsche 911 1977 года выпуска, на котором ездит Сага, но это мелочь.
О внешности главной героини стоит поговорить отдельно. Софию Хелин едва ли можно назвать идеалом красоты по стандартам Голливуда, но актриса, безусловно, отлично справилась с очень непростой ролью. То же и с большинством снявшихся в фильме актеров - они больше всего похожи на обычных людей, в них нет ничего от уже набивших оскомину лощеных героев - и это подкупает. Как оказалось, верить и сопереживать им во время просмотра гораздо проще. При этом к демонстрации скучных скитаний ничем не примечательных персонажей сериал тоже не скатывается - сценаристы тут поработали на славу.
Созданная авторами "Моста" атмосфера, кстати, будет очень близка российскому зрителю. Серые и холодные дни, длинные ночи - хорошо знакомая нам осенне-зимняя пора, которая в сериале тянется вечно (так уж получается по хронологии событий). Порой режиссер и оператор дают насладиться великолепными северными пейзажами, однако большая часть серий происходит в Мальме и в Копенгагене, а также в их окрестностях.
Здесь и общество под стать природе - после просмотра "Моста" становится очевидно, что разговоры о построении в скандинавских странах практически идеального социума бесконечно далеки от истины. В каждом сезоне авторы знакомят нас с большим количеством персонажей, с каждой серией раскрывая их характеры все глубже и глубже. И с каждой серией мы все сильнее погружаемся в мир глубоко несчастных и порочных героев, поначалу умело скрывающих свою сущность за ширмой социального благополучия.
Сериал стремится быть реалистичным, и это ему неплохо удается. В том числе - за счет натурализма, свойственного кинематографу северных стран. Однако некоторые моменты все же вызывают вопросы. К примеру, при всей внешней серьезности происходящего работа полиции обеих стран (за исключением главных героев и пары их коллег) заставляет переживать за граждан Дании и Швеции - вряд ли эти подслеповатые и вечно опаздывающие деревянные солдаты смогут защитить их от кого-либо. Да и с оснащением и техникой у них явные проблемы.
Что касается интриги, которую создают авторы вокруг разворачивающихся в каждой серии событий - тут нет никаких нареканий, это им удается мастерски. Они умело водят зрителя за нос, успешно сохраняя в тайне ответы на главные вопросы каждого из сезонов до самых последних серий. Местные антигерои по своей гениальности зачастую не уступают Саге Норен, а каждое их преступление - увлекательная головоломка, справиться с которой неискушенному зрителю будет сложно.
Конечно, есть у сериала и недостатки. По большей части это касается некоторой клишированности. К примеру, иногда авторы используют довольно слабенькие и уже давным-давно приевшиеся "клиффхэнгеры", но это, как и ряд других недочетов, не влияет на общее восприятие. Саундтрек, кстати, нельзя назвать примечательным - он едва ли может чем-то удивить, однако прекрасно вписывается в атмосферу, чего уже вполне достаточно.
Можно было бы больше рассказать о героях сериала, которыми умело "жонглируют" авторы сценария, да и о самом сюжете, однако в случае с "Мостом" углубляться в подробности слишком уж опасно - велик риск если не испортить, то смазать впечатление тем, кто сериал еще не смотрел.
"Мост" можно рекомендовать не только поклонникам любых детективных сериалов, но и любым любителям кино. Разве что слабонервным и чувствительным стоит воздержаться - местный натурализм порой способен вывести чувствительного зрителя из равновесия.
4.5