Польский режиссер Анджей Жулавский скончался на 76-м году жизни
С его именем принято связывать возникновение в начале 70-х манифеста нового польского кино - им был признан его кинодебют, военная драма "Третья часть ночи" (1971), которая на общем тусклом фоне национального польского кино, обескровленного отъездом за рубеж старших современников Жулавского Анджея Вайды, Романа Поланского и Ежи Сколимовского, выглядела настоящим прорывом.
Этот "идеологически невыдержанный" по тем совсем не диетическим временам фильм (в котором, среди прочего, поднимаются не самые приятные вопросы о том, как некоторые в Польше спасали свои жизни в годы немецкой оккупации) встретил восторженный прием у зрителей, но разозлил партийное руководство. В результате на картину посыпались обвинения в натуралистичности и порнографии. Это, впрочем, лишь подогрело интерес к ленте Жулавского - очередь на вечерний сеанс приходилось занимать в шесть утра.
Второй фильм Жулавского "Дьявол" произвел на зрителя еще большее впечатление, чем дебют. В нем реальные исторические события - вступление прусской армии на территорию Великой Польши в 1793 году - становятся фоном для мистического фильма ужасов, в котором Сатана подбивает юного арестанта на массовую резню.
После "Дьявола" Жулавский последовал по пути своих предшественников - режиссеров, подавшихся в эмиграцию. Как и Полански, он с легкостью прижился во Франции - уже его первый франкоязычный фильм "Главное - любить" (1976) имел успех, а исполнительница главной роли легендарная Роми Шнайдер получила свой заслуженный "Сезар".
Отныне темой кинематографа Жулавский станет любовь - плотская, болезненная, сводящая с ума и толкающая на самые безрассудные поступки. Вольную экранизацию "Идиота" Достоевского Жулавский так и назвал - "Шальная любовь" (1985). Но до этого польский режиссер, которого не перестают сравнивать с Полански - отметится фильмом-скандалом "Одержимая" (1981). В этой - теперь уже можно сказать классической - картине Изабель Аджани играет фрустрированную жену, чей муж-шпион не может утолить ее сексуальных желаний. Неудовлетворенность женщины выливается в сцену мастурбации в церкви, после которой она беременеет и рожает настоящее чудовище - осьминога с фаллическими щупальцами, с которым она в тайне от мужа предается сексуальным утехам на другом конце города.
Впрочем, "Шальная любовь" тоже произвела скандал - не касающийся, впрочем, содержания ленты. Жулавский всегда был ценителем женской красоты, и его режиссерскую сущность сложно понять, не поняв этого факта. Он любил своих актрис той властной мужской любовью, у которой нет ничего общего с платоническим влечением творца к своей креатуре. На съемках экранизации "Идиота" такая любовь едва не стоила ему репутации - после того как о его романе с игравшей в фильме 16-летенй Софии Марсо узнала пресса. Буря не утихала очень долго - французы требовали засудить польского "развратника", укравшего у них "главную девочку Франции" даже пять лет спустя, когда Марсо сыграла главную роль в одном из самых известных фильмов Жулавского "Мои ночи прекраснее ваших дней" (1989).
За последние 25 лет Жулавский снял лишь четыре картины, однако режиссерской формы вовсе не растерял. Премьера его последнего фильма "Космос" состоялась в августе 2015 года на кинофестивале в швейцарском Локарно, по итогам которого Анджей Жулавский получил приз за лучшую режиссуру. И сейчас в этом, конечно, видится некий символизм - свою последнюю награду уже пожилой, все всем доказавший режиссер получил на фестивале, концепция которого подразумевает поиск новых мэтров и делает ставку на молодой киноязык. Никаких возражений, впрочем, вручение этой награды не вызвало. Потому что в случае с Жулавским эпитет "молодой", конечно, смотрится притянутым за уши, а вот "нестареющий" - самое то.