- У меня сейчас такой период, когда обнаружились прорехи в монтажных склейках жизни, как говорит одна из героинь моей картины Чулпан Хаматова, - рассказала перед премьерой Олеся Фокина. - Происходит переосмысление того. И я невольно стала думать о том, из чего мы все вышли - о детстве. В эту пору я встретила несколько очень интересных людей, которые поразили меня своими лицами. Например, Валерий Чеканов, который в советское время был известнейшим кардиохирургом. Но я тогда про это не знала - мы просто оказались вместе в одной компании, и его пронизывающий взгляд производил на меня такой эффект, что я боялась посмотреть ему в глаза. Ощущение было, что меня сканируют до самого дна. Я стала стесняться, но в то же время меня магическим образом манило это лицо. Говорил он немного, но его слова казались значительными и глубокими. Когда вечер закончился, я спросила хозяев вечера - а кто этот человек? Нас познакомили, я заговорила с ним о детстве и после этого вдруг поняла, что мне хочется сделать фильм о нем, о том, что же в итоге в нас прорастает из детства, кто как распорядился этими ростками, о том, кто предал себя и ушел от этих живительных токов, когда нюх у души безошибочен, как говорил Набоков.
В итоге всю жизнь занимавшаяся чужими документальными портретами Олеся Фокина начала собирать материал для фильма, которому предстояло стать самым личным в ее фильмографии. Отправляясь в путешествие во времени с персонажами картины, Фокина волей-неволей провоцировала их на искренние разговоры перед камерой.
Пожалуй, только здесь можно увидеть обычно закрытую Чулпан Хаматову, которая откровенно рассказывает о том, что она чувствовала себя изгоем в родной Казани и что никогда не обещала ни одному мужчине любить его вечно.
Помимо Чеканова, Хаматовой и Градского в картине Фокиной есть и четвертый персонаж - известная латышская правозащитница Рута Марьяш, которая с одной стороны многое сделала для обретения Латвией независимости, а с другой - весь новейший период истории своей родной страны пытается примирить националистически настроенных политиков и граждан с находящимся в неравном положении с ними русскоязычным меньшинством.
Калейдоскоп историй, судеб в "Жизни..." Олеси Фокиной при этом не сводится к просто расчувствованному рассказу о сумме личных опытов. Во-первых, раскрывая людей перед камерой, режиссер не боится раскрываться и сама, что придает ее картине дополнительное измерение. Во-вторых, в фильме есть еще один персонаж, благодаря которому история о детстве закольцовывается- это внук режиссера Арсений, которому на момент съемок было девять лет. Из наблюдателя в самом начале картины он превращается в героя ближе к середине, таким образом превращая работу своей бабушки в полновесный портрет четырех одновременно живущих на планете поколений - от 80-летней латышской правозащитницы до российского школьника.