Далтон Трамбо - тот, кто придумал фильмы "Римские каникулы", "Отважный" и "Спартак", но об этом даже в Америке мало кто знал. В титрах "Римских каникул" сценаристом значится Иан Хантер, "Отважного" написал якобы Роберт Рич, "Без ума от оружия" - Миллард Кауфман, и только в "Спартаке" имя реального автора засветилось в титрах - благодаря мужеству настоявшего на этом актера Керка Дугласа. Новый фильм рассказывает эту драму, поучительную и сегодня.
Трамбо - коммунист с 1943 года. В войну это не считалось зазорным: США и СССР были союзниками. Но горячая война сменилась холодной, коммунистов стали считать агентами Москвы. Голливуд был на виду - чистки начались с него. Трамбо - человек с достоинством, на слушаниях Комиссии по антиамериканской деятельности отвечал независимо. Его обвинили в неуважении к Конгрессу и упрятали за решетку, он попал в "черный список" сценаристов и надолго лишен права работать. Но для него работать означало - жить. И трудоголик Трамбо продолжал писать сценарии, они активно ставились и даже получали "Оскара", но церемонии вручения их автор смотрел по телевизору, а золоченого божка вручали другим людям - подставным. Потому что при одном упоминании имени Трамбо толпы приходили в ярость: он коммунист, посягал на свободу Америки! Эти толпы были хорошо подготовлены пропагандой, они были патриотичны и бдительны, и всяк боролся с коммунистами как мог: затравленные люди лишались работы, предавали друг друга, кончали жизнь самоубийством. Трамбо был тверд, своим убеждениям не изменял, и только его талант, без которого Голливуд уже не мог обойтись, вытащил его из ямы: режиссер Отто Премиджер в фильме "Исход" и актер Керк Дуглас в "Спартаке" демонстративно вернули его имя в титры.
Сегодня этот период своей жизни Голливуд считает одним из позорных. Фильм Джея Роуча - акт осмысления и покаяния. В сущности, он поднимает проблему диссиденства, проблему права свободного человека в свободной стране на собственное, отличное от официального мнение. Проблема не американская, китайская или российская - всего человеческого сообщества. Проблема общественных обстоятельств, делающих толпы агрессивными и вынуждающих людей делать подлости - чтобы выжить. "Все мы жертвы того времени - и те, кого травили, и те, кто травил" - скажет Далтон Трамбо в своем первом после "охоты на ведьм" публичном выступлении.
Режиссер Джей Роуч известен глуповатыми комедиями "Борат", "Ужин с придурками" и "Знакомство с Факерами", и этот его рывок в сторону социально-психологического и, в сущности, политического кино стал неожиданностью. Фильм не назовешь шедевром, но это, несомненно, поступок, важный и для Голливуда, и для Америки, и для любителей охотиться на ведьм в любой стране мира. Картина добротна, она скрупулезно следует за событиями жизни героя и Соединенных Штатов тех лет, в ней много архивной кинохроники, и чтобы документальные кадры легли органично, нужно было добиться портретного сходства героев. В этом авторы преуспели - в доказательство они гордо выкладывают фото реальных персонажей на финальных титрах. Особое внимание - характерам: Трамбо у Брайана Крэнстона предельно уперт в своих убеждениях; его жена Клео у Дайаны Лэйн верна, терпелива и самоотверженна, его дочь Мелисса (Бекка Николь Престон) унаследовала от отца твердость характера; эта семья воплощает жизненно важную для такой судьбы максиму: мой дом - моя крепость. Практически слилась с прототипом Хедда Хоппер у Хелен Миррен - светский репортер желтой прессы, "королева сплетен", сокрушительница голливудских карьер, ставшая одной из воротил судеб всей американской киноиндустрии.
Но разумеется, фильм держится на умной и точной работе Брайана Крэнстона, оскаровского номинанта. Эта роль - белая ворона в кругу аттракционных ролей, предложенных Редмэйну, Дэймону или самоотверженному ДиКаприо: в ней не укроешься за наклейками, густым гримом, вызывающим костюмом или компьютерным трюком, она в лучшем смысле слова традиционна, и требует от актера чистого мастерства. Конечно, без грима, не всегда удачного, не обошлось и здесь: Крэнстону нужно играть героя на протяжении почти трех десятилетий жизни. Но этот актер владеет более глубокой театральной культурой, чем статусные кинозвезды, и созданный им портрет интересен прежде всего психологически. Конечно, его герою не пришлось сражаться с медведицами, переодеваться женщиной и выращивать сельскохозяйственные культуры под марсианским солнцем, но он вступил в схватку с монстром куда более реальным и зловещим - нетерпимостью к инакомыслию. Этот фильм в кругу дорогостоящих оскаровских карточных домиков - сооружение скромное, но земное и потому более фундаментальное. И волнует он, как сказала бы уличная реклама, - не по-детски.
Его перспективы в оскаровской гонке, пожалуй, призрачны. ДиКаприо слишком долго ждал золоченого божка, чтобы не победить даже в не самой сильной роли - и многие на это надеются. Меньше шансов у Редмэйна, сыгравшего "девушку из Дании" - первого в истории транссексуала: не потому, что сыграл, по-моему, посредственно, а просто Академия обычно не дает премию одному актеру два года подряд. Мэтта Дэймона в компьютерном "Марсианине", при всей симпатии к хорошему артисту, я бы не рассматривал всерьез. Но есть еще Фассбендер в байопике о Стиве Джобсе - тоже, как и "Трамбо", реалистичном и актуальном. В таком хитросплетении привходящих обстоятельств и конъюнктурных мотивов решения любых жюри всегда непредсказуемы и, в конечном итоге, случайны.