В конце концов, в том, что Ди Каприо с шестой попытки получит награду, не сомневался практически никто - за него была и выигранная с впечатляющим отрывом предоскаровская гонка (за роль в "Выжившем" он получил едва ли не все актерские премии на свете - от "Золотого глобуса" и "Бафты" до премии американской Гильдии актеров), и букмекеры, принимавшие ставки на его победу с мизерным коэффициентом, и даже прошлогодний опыт актрисы Джулианны Мур, которую Академия также пять раз прокатывала, а на шестой все-таки вручила ей заслуженную статуэтку.
Вообще ситуацию с ДиКаприо можно назвать излишне раздутой - бывали в истории кинематографа и случаи куда более вопиющего ожидания главной кинематографической награды США. Да что там бывали: один из таких эпизодов происходит здесь и сейчас прямо на наших с вами глазах и без особой шумихи в СМИ. Великий оператор Роджер Дикинс в этом году получил номинацию на "Оскар" за работу в фильме "Убийца" Дени Вильнева - работу, как это обычно бывает Дикинса, впечатляющую. Это номинация стала 13-й в его карьере - впервые он был номинирован в далеком 1995-м за "Побег из Шоушенка". Но с каждой церемонии Дикинс неизменно возвращался с пустыми руками. При этом третий год подряд "Оскар" за лучшую операторскую работу достается одному и тому же человеку - тоже великому Эммануэлю Любецки, который удостоен награды все за того же "Выжившего".
"Выживший" Алехандро Гонсалеса Иньярриту до церемонии формально ходил в главных фаворитах - больше всего номинаций (12), прекрасная критика, ворох менее значимых наград на пути к "Оскару". Однако академики решили, что два года подряд делать главным победителем фильм одного и того же режиссера (в 2015-м все главные "Оскары" достались "Бердмэну") - это слишком. И выписав Иньярриту статуэтку за лучшую режиссуру (тоже, в общем, небесспорную), больше "Выжившего" не награждали.
В итоге формальным победителем по количеству "Оскаров" неожиданно стал рукодельный постапокалиптический блокбастер "Безумный Макс: Дорога ярости", взявший шесть статуэток. Правда, все они технические: за монтаж, дизайн костюмов, грим, звук, монтаж звука, работу художника-постановщика. Спору нет, все это в "Безумном Максе" действительно на невероятно высоком уровне, однако традиционное для "Оскара" отсутствие наград у высокобюджетных блокбастеров в основных категориях показывает, что в головах американских академиков по-прежнему живее всех живых морально устаревший стереотип деления фильмов на "серьезные" (которые достойны получить главный Оскар") и "развлекательные" (которые резвятся на специально отведенной им поляне технических номинаций). При этом "серьезное" кино может быть сколь угодно посредственно, а легковесный на первый взгляд фильм с точки зрения развития киноязыка оказывается куда более прогрессивным. Так вот, ничего более свежего, яркого и достойного, чем "Безумный Макс", в номинантах на премию Американской киноакадемии не случилось.
Ну а главную награду как раз получила картина, которую впору помещать в Парижскую палату мер и весов как пример того самого идеального "серьезного" фильма, сделанного специально под "Оскары" - "В центре внимания" Тома Маккарти. В этой правильной, ровной, идеально просчитанной производственной драме рассказывается о расследовании журналистов Boston Globe о педофилии в католической церкви. Эту картину сравнивают с "Всей королевской ратью". Небезосновательно - и в том, и в другом случае речь скорее о публицистических, чем о кинематографических достоинствах, которые, положа руку на сердце, стремятся к нулю. Помимо "Оскара" за лучший фильм "В центре внимания" наградили за лучший оригинальный сценарий.
Что касается остальных важных наград, то особое внимание следует уделить актерским "Оскарам". Ирония ситуации в том, что если Леонардо Ди Каприо пришлось больше 20 лет убеждать академиков, что он достоин награды, то все остальные артисты получили в этом году золотых истуканов с первой попытки. У Бри Ларсон обширная фильмография, однако первую номинацию на "Оскар" она получила за психологическую драму "Комната" - в итоге именно она признана лучшей актрисой. Прекрасная шведская актриса Алисия Викандер должна была в этом году получить номинацию за роль в фильме "Из машины" Алекса Гарленда, а получила за "Девушку из Дании", где сыграла жену художника-транссексуала Вегенера - именно Викандер признана лучшей актрисой второго плана. И, наконец, лучшим актером второго плана назван Марк Райлэнс, звезда британской театральной сцены, долгое время возглавлявший лондонский театр "Глобус" - Райлэнс сыграл шпиона Рудольфа Абеля в фильме Спилберга "Шпионский мост".