Новости

29.02.2016 20:00
Рубрика: Культура

Ди Каприо дождался своего

"Безумный Макс" и "В центре внимания" стали главными триумфаторами церемонии вручения "Оскаров"
Самый обсуждаемый момент церемонии - вручение "Оскара" за лучшее исполнение мужской роли Леонардо Ди Каприо - хоть и действительно тянет на впечатляющую кульминацию, однако вовсе не он стал главной интригой вручения премий Американской киноакадемии.

В конце концов, в том, что Ди Каприо с шестой попытки получит награду, не сомневался практически никто - за него была и выигранная с впечатляющим отрывом предоскаровская гонка (за роль в "Выжившем" он получил едва ли не все актерские премии на свете - от "Золотого глобуса" и "Бафты" до премии американской Гильдии актеров), и букмекеры, принимавшие ставки на его победу с мизерным коэффициентом, и даже прошлогодний опыт актрисы Джулианны Мур, которую Академия также пять раз прокатывала, а на шестой все-таки вручила ей заслуженную статуэтку.

Вообще ситуацию с ДиКаприо можно назвать излишне раздутой - бывали в истории кинематографа и случаи куда более вопиющего ожидания главной кинематографической награды США. Да что там бывали: один из таких эпизодов происходит здесь и сейчас прямо на наших с вами глазах и без особой шумихи в СМИ. Великий оператор Роджер Дикинс в этом году получил номинацию на "Оскар" за работу в фильме "Убийца" Дени Вильнева - работу, как это обычно бывает Дикинса, впечатляющую. Это номинация стала 13-й в его карьере - впервые он был номинирован в далеком 1995-м за "Побег из Шоушенка". Но с каждой церемонии Дикинс неизменно возвращался с пустыми руками. При этом третий год подряд "Оскар" за лучшую операторскую работу достается одному и тому же человеку - тоже великому Эммануэлю Любецки, который удостоен награды все за того же "Выжившего".

"Выживший" Алехандро Гонсалеса Иньярриту до церемонии формально ходил в главных фаворитах - больше всего номинаций (12), прекрасная критика, ворох менее значимых наград на пути к "Оскару". Однако академики решили, что два года подряд делать главным победителем фильм одного и того же режиссера (в 2015-м все главные "Оскары" достались "Бердмэну") - это слишком. И выписав Иньярриту статуэтку за лучшую режиссуру (тоже, в общем, небесспорную), больше "Выжившего" не награждали.

В итоге формальным победителем по количеству "Оскаров" неожиданно стал рукодельный постапокалиптический блокбастер "Безумный Макс: Дорога ярости", взявший шесть статуэток. Правда, все они технические: за монтаж, дизайн костюмов, грим, звук, монтаж звука, работу художника-постановщика. Спору нет, все это в "Безумном Максе" действительно на невероятно высоком уровне, однако традиционное для "Оскара" отсутствие наград у высокобюджетных блокбастеров в основных категориях показывает, что в головах американских академиков по-прежнему живее всех живых морально устаревший стереотип деления фильмов на "серьезные" (которые достойны получить главный Оскар") и "развлекательные" (которые резвятся на специально отведенной им поляне технических номинаций). При этом "серьезное" кино может быть сколь угодно посредственно, а легковесный на первый взгляд фильм с точки зрения развития киноязыка оказывается куда более прогрессивным. Так вот, ничего более свежего, яркого и достойного, чем "Безумный Макс", в номинантах на премию Американской киноакадемии не случилось.

Ну а главную награду как раз получила картина, которую впору помещать в Парижскую палату мер и весов как пример того самого идеального "серьезного" фильма, сделанного специально под "Оскары" - "В центре внимания" Тома Маккарти. В этой правильной, ровной, идеально просчитанной производственной драме рассказывается о расследовании журналистов Boston Globe о педофилии в католической церкви. Эту картину сравнивают с "Всей королевской ратью". Небезосновательно - и в том, и в другом случае речь скорее о публицистических, чем о кинематографических достоинствах, которые, положа руку на сердце, стремятся к нулю. Помимо "Оскара" за лучший фильм "В центре внимания" наградили за лучший оригинальный сценарий.

Что касается остальных важных наград, то особое внимание следует уделить актерским "Оскарам". Ирония ситуации в том, что если Леонардо Ди Каприо пришлось больше 20 лет убеждать академиков, что он достоин награды, то все остальные артисты получили в этом году золотых истуканов с первой попытки. У Бри Ларсон обширная фильмография, однако первую номинацию на "Оскар" она получила за психологическую драму "Комната" - в итоге именно она признана лучшей актрисой. Прекрасная шведская актриса Алисия Викандер должна была в этом году получить номинацию за роль в фильме "Из машины" Алекса Гарленда, а получила за "Девушку из Дании", где сыграла жену художника-транссексуала Вегенера - именно Викандер признана лучшей актрисой второго плана. И, наконец, лучшим актером второго плана назван Марк Райлэнс, звезда британской театральной сцены, долгое время возглавлявший лондонский театр "Глобус" - Райлэнс сыграл шпиона Рудольфа Абеля в фильме Спилберга "Шпионский мост".

"Абелю" вручили "Оскара"

Марк Райлэнс, сыгравший полковника Абеля в фильме Стивена Спилберга "Шпионский мост", получил "Оскара" за роль второго плана.

Английский актер и внешне напоминает полковника-нелегала Вильяма Фишера, взявшего при аресте в США имя своего друга Рудольфа Абеля. Ранее в своих интервью Марк Райлэнс говорил, что читал книги о полковнике и постарался сыграть его как можно правдивее.

Это блестяще удалось. Вообще-то англичанин у себя в Великобритании больше известен как исполнитель главных ролей в пьесах великого Шекспира. Вот в таком же академическом, очень достойном стиле он воплотил образ немолодого уже разведчика, хладнокровно встречающего даже явно несправедливый приговор о 30-летнем заключении, что в его возрасте равносильно медленной смерти. И пусть Рудольф Иванович Абель никогда не произносил фразы, ставшей в фильме коронной: "А что это даст?", на вопросы своего адвоката Донована - одновременно спасителя и искусителя, пытавшегося завербовать его буквально до последней минуты, он отвечал вопросом: "А это имеет значение?" Дело не в таких неточностях. Впервые в истории американского кино советский разведчик показан не пьяницей и подлецом, а по-настоящему мужественным, преданным Родине человеком.

Игрой Райлэнса восхищаются и два вполне реальных, а не исторических персонажа. Лидия Борисовна Боярская, приемная дочь Фишера-Абеля, сказала мне, что "актер, игравший дядю Вилли, даже похож. Он в его исполнении искренний, немногословный. И Донован настоящий". Это признание дочери, которой в марте исполнится 92 года, дорогого стоит.

Вторит ей и Джейн Донован, дочь адвоката. В нескольких интервью подчеркивала, что ее отец никогда не считал Абеля предателем. А Марк Райлэнс, она в этом уверена, будет номинирован на "Оскара".

Что ж, приятно, что две дочери главных героев не ошиблись. Это делает честь и выборщикам. В отношениях наших стран сейчас непростой период, а они взяли и проголосовали "за русского полковника" и одновременно английского драматического актера.

Прямая речь

Алехандро Гонсалес Иньярриту второй год подряд признается лучшим режиссером.

В прошлом году ваш приятель Шон Пенн, вручая вам статуэтку, пошутил: "Кто этому мексиканцу дал постоянную визу?" В этом году уже таких шуток не было - похоже, вы стали своим?

Алехандро Гонсалес Иньярриту: Вы знаете, это настолько серьезный вопрос, что я не хотел бы сводить его к шутке. Племенные ограничения, эти все "свой-чужой" - чреваты очень неприятными последствиями. Страна, где обращают внимание на принадлежность к племени, неизбежно разрушится, и мы, художники, с нашими чуткими нервами чувствуем эту опасность раньше других. Еще не поздно выправить ситуацию, еще не поздно перестать различать людей по цвету кожи, но уже пора начинать лечиться.

По общему мнению, вы сняли эпос...

Алехандро Гонсалес Иньярриту: Я снял картину о человеке, в котором его качества по мере нарастания трудностей становятся эпичнее. Что поделать, я верю в людей.

Леонардо Ди Каприо просто обязан был получить награду, и академики на этот раз не подвели.

Вы, конечно, знаете, что Интернет буквально трещит от пожеланий, доходящих до грозных требований наградить Ди Каприо. Порой казалось, что в случае прокола грядет народное восстание...

Леонардо Ди Каприо: Конечно, я чувствовал и поддержку, и напряжение, и представьте, они меня в восторг не приводили - я уже человек закаленный и опытный, и возможный проигрыш не вверг бы меня в глубокую депрессию, но вот это глухое давление на спину могло, в случае проигрыша, довольно сильно травмировать.

К счастью, сейчас об этом уже поздно говорить: "Оскар" у вас в руках. Что бы вы хотели сказать тысячам ваших поклонников теперь?

Леонардо Ди Каприо: Если они действительно прислушиваются ко мне, то я еще раз с настойчивостью Кассандры хочу напомнить, что планета в опасности. Правительства, купленные нефтедолларами, либо не хотят замечать, либо ограничиваются болтовней, когда дело касается всемирного потепления. У нас в Калифорнии многолетняя засуха, сейчас январь, а температура зашкаливает за тридцать градусов, ледники тают и пастбища в Африке выгорают. Если мы все вместе не будем давить на наши правительства, дело закончится катастрофой. Когда мы снимали "Выжившего", мы много говорили с Алехандро, что без диалога человека с природой Земля нас просто отвергнет.

Дословно

Марк Райлэнс:

- Я снимался у самого Спилберга, об этом может мечтать любой артист, потому что так, как рассказывает свои истории Стивен, мало кто может рассказать. Он наделил советского шпиона Рудольфа Абеля такими привлекательными чертами и таким глубоким характером, что играть было одно удовольствие.

...Был такой случай. Когда мы снимали в лютый холод на берлинском мосту Гленске, к нам подъехала канцлер Меркель - без головного убора, без перчаток. Она обратилась ко мне по-русски и была очень разочарована, что я русского не знаю. Ей казалось, что если я играю русского разведчика, то обязан владеть языком.

Культура Кино и ТВ Мировое кино "Оскар"-2016 Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники