Мясопереработка в России за 1,5 года с начала кризиса пострадала менее чем могла бы, находясь в условиях открытости рынка ЕС. Все продукты - носители животного белка, косвенно конкурируют за тающий кошелек покупателя. В этом смысле отсутствие на рынке РФ сыров из ЕС, рыбной продукции, а также относительно более высокие цены на другие продукты животного белка (сыр, рыба, молочные продукты) привели к тому, что спрос на мясо и мясопродукты снижался значительно медленнее, чем в предыдущие кризисы.
Самым доступным на "единицу белка животного происхождения" в РФ остаются продукты птицеводства - яйца, мясо бройлера. Это и определяет главную тенденцию рынка. Мы наблюдаем увеличение объема потребления мяса птицы на 2 процента. При этом потребление красного мяса (свинина, говядина) сокращается как в абсолютных цифрах, так и в доле от общего потребления мяса.
Рынок мяса птицы растет как в объеме (рост предложения отечественного мяса птицы - около 7 процентов), так и в ассортименте.Особенно следует отметить рост производства мяса индейки в охлажденном виде, а также мяса уток, произведенных в РФ по новым технико-технологическим стандартам.
Российский рынок мяса и мясопродуктов в первые 1,5 года кризиса чувствовал себя неплохо, так как с прилавков уходила менее конкурентоспособная по цене импортная продукция. Последние два года импорт мяса всех видов снижается очень высокими темпами (2013-й - 2,3 миллиона тонн, 2014-й - 1,45 миллиона тонн, 2015-й - около 700 тысяч тонн). К концу 2015 года влияние импорта на рынок мяса в РФ стало минимальным, и с 2016 года рынок ждет совершенно новая стадия развития. При падающем спросе на мясо и мясопродукты будет резко увеличиваться конкуренция между и без того сильно конкурирующими российскими компаниями. Нарастающее падение спроса отечественные производители почувствовали в ноябре 2015 года. Эта тенденция сохранится до апреля 2016-го, далее развитие ситуации будет зависеть от макроэкономики и мер правительства по стимулированию спроса.
Если в 2013 году объем рынка мяса и мясопродуктов составлял около 10,8 миллиона тонн, то в 2014 году он сократился до 10,5 миллиона тонн, а в 2015-м и вовсе до 10 миллионов. В 2016 году российские компании произведут не менее 9,3 миллиона тонн продукции. Если при этом спрос на рынке будет падать и снизится, скажем, до 9,4 миллиона тонн, то произойдет эффект подавления цены объемом предложения на рынке. В международной практике такая ситуация привела бы к резкому росту экспорта и сохранения рентабельности для эффективных субъектов рынка. В текущих российских условиях динамичный рост экспортных продаж очень желателен, но может не произойти в силу регуляторных и технических ограничений в международной торговле, которые преодолеваются не так быстро, как нужно нашим производителям.
Все это означает, что рынок мяса и мясопродуктов в РФ с 2016 по 2018 год будет проходить "дно рентабельности", цены для конечных покупателей могут расти, но относительные цены производителей будут падать.
В разных подотраслях ситуация разная. К примеру, в свиноводстве около 25 процентов предприятий вряд ли переживут этот период. В птицеводстве этот показатель составит около 15 процентов. В мясопереработке все зависит от своевременной коррекции стратегий предприятий, но, учитывая традиционные русские лень и авось, я предполагаю, что 20 процентов предприятий не пройдут "дна".
Специфика современной отечественной мясопереработки - это ее медлительность, усиленная современной глобализуемой розницей. Свою негативную роль сыграет и надежда производителей на то, что этот кризис будет похож на предыдущие и сам пройдет. Но мы в совершенно другой ситуации. Нужно понимать, что выросшее в новых конкурентных формах отечественное птицеводство является как партнером (поставщиком сырья), так и самым главным конкурентом для мясоперерабатывающей отрасли. Разделанная и охлажденная птица очень удобна для кулинарной обработки и потому стала настоящим вызовом для мясоперерабатывающих предприятий.
Многие предприятия это понимают, но немногие умеют правильно рассчитывать и применять сырье, которое поставляет на рынок отечественное птицеводство. Представления о сырье, его цене, технологической ценности годами не меняются на достаточно большом количестве предприятий. А без этих знаний и желания адаптироваться многие предприятия могут упустить новые возможности 2016-2018 годов, когда резко снизится относительная стоимость отдельных отрубов свинины.
Растущая конкуренция между птицеводами и свиноводами позволит мясопереработке как покупателю сырья воспользоваться ситуацией для снижения себестоимости. Однако для этого необходимо хорошо знать и понимать Классификатор технологической идентичности. В ближайшее время мясопереработчикам предстоит использовать более гибкий подход к оценке и использованию наилучшего из доступного сырья, пересмотреть стратегию ассортиментного планирования, чтобы предложить оптимальную линейку продукции в условиях снижения спроса.
Для тех, кто продолжает надеяться на авось, хочу привести две цифры. Потребление мяса и мясопродуктов в 2015 году составило около 10 миллионов тонн, тогда как в 2000 году этот показатель находился на уровне 7 миллионов тонн. Потребление колбас и всех видов консервов в 2015 году составило 2,4 миллиона тонн, притом что в 2000 году не превышало полутора миллионов. Все это очень красноречиво говорит о том, что успеха добьются те, кто будет действовать, а не надеяться на удачу.