По мнению президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, наиболее серьезный прорыв реален в сельском хозяйстве и связанной с ним пищевой промышленности. Выращивать продукцию у наших аграриев получается хорошо, но это, считает глава ТПП РФ, лишь полдела. Ее надо сохранить, переработать и доставить до прилавка. О том, как с такой задачей справляются компании мясного и молочного направления, "РГ" рассказала заместитель председателя комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Маргарита Попова.
Маргарита Владимировна, способны ли наши производители мясных и молочных продуктов обеспечить всю цепочку поставки от "поля" до прилавка?
Маргарита Попова: Да, такая тенденция появилась лет 10 назад. И первыми, кто понял, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, были как раз крупные мясоперерабатывающие комбинаты, особенно те, что только строились или модернизировали производство. Когда по разным причинам возникали перебои с поставками импортного мяса, они задумались над тем, чтобы самим выращивать скот, перерабатывать мясо и продавать уже готовую продукцию. Таких комбинатов, которые перешли на полный цикл от поля до готовой продукции, много, можно назвать не менее двух десятков, например "Черкизово", "Эксима", "Клинский", "Омский", "Кемеровский МК". Причем "Мираторг" и некоторые другие комбинаты, например "Звениговский" из Марий-Эл, уже и собственную торговлю развивают в фирменных магазинах. Компания "АгроГард", наоборот, пошла от поля к мясному производству и этот сектор весьма успешно развивает.
Даже производители дорогой мраморной говядины - компания "Албиф" из села Хлевное в Липецкой области, к которой стоят в очередь известные торговые марки, нашла свою нишу в переработке и собственной торговле. Они в своем - сельском! - регионе успешно продают полуфабрикаты.
В цепочке "производство - переработка - торговля" основная маржа, как известно, лежит в переработке и торговле. И если производитель покупает землю, выращивает корма, держит свое стадо, свою бойню, делает готовую продукцию и сам продает - такой бизнес будет иметь успех.
А вот молочная промышленность на эти рельсы перейти, к сожалению, не успела. Сырье - отдельно, переработка - отдельно. Хотя в регионах уже и пытаются строить молочные комплексы замкнутого цикла, например "Восток-агро" в Татарстане, ряд других. Но это пока отдельные истории.
Почему?
Маргарита Попова: Тут несколько причин. Во-первых, у нас крайне редко закрывали молочный рынок для импорта. А в мясном секторе - регулярно. Во-вторых, мы насытили мясной рынок в основном за счет "скороспелых" птицы, свинины - они растут быстро, отдача проще. А в молочном секторе, даже несмотря на то, что самый первый проект по поддержке АПК был ориентирован на обновление мясо-молочного стада и ввоз новых пород, рывка не получилось. Очень много привозных животных не приспособились к нашим условиям, стали болеть. И в принципе оборот средств совсем другой. Чтобы получить молоко от новой коровки, нужно ждать 28 месяцев и все это время кормить ее без всякой отдачи.
Потом молочный рынок очень социально зависим и жестко контролируется государством в ценовом плане. Возможно, еще дело в том, что крупные мясоперерабатывающие комбинаты, как правило, отечественные, а молочные - это зарубежные компании.
Хотя в регионах сейчас и есть тенденция строить молокоперерабатывающие производства на собственном сырье. Но это лишь отдельные примеры, и большого прорыва здесь пока не наблюдается.
Сейчас в минсельхозе разрабатывается ряд программ по поддержке молочного и мясного скотоводства, в том числе ориентированный на возврат к естественному выпасу скота в северо-западных регионах, которые стали депрессивными. Идея простая: весной людям выделяется земля под выпас и раздается молодняк, а осенью подросший скот забирают. В свое время аналогичный проект обкатывали в Мордовии, но там раздавали птицу и поросят. Такой способ очень популярен во многих странах, например в Новой Зеландии.
Но что будет с программой на выходе, пока сказать трудно. Как и с ее финансированием. По опросам ТПП РФ, субсидированные кредиты в 60 процентах случаев выдаются тем, кто уже брал кредиты и вовремя вернул, то есть подтвердил свою надежность. А тем, кто только начинает, банки помогать боятся. Государство тоже опасается вкладывать деньги без обеспечения возврата...
Я считаю, что условия для развития аграрного бизнеса, правила регулирования и поддержки не должны зависеть от региона. И любой стоящий проект должен получать поддержку хоть в Тверской, хоть в Омской области. В США, например, региональные поддержки сельхозпроизводителей запрещены законом, потому что это вопрос продовольственной безопасности, даже национальной безопасности. Поэтому процессом рулит федеральное правительство. У нас же госпрограмма поддержки сельского хозяйства заточена на то, чтобы в первую очередь в проекты инвестировали регионы, тогда и государство примет участие по принципу софинансирования. В результате даже выделенные деньги из бюджета используются далеко не все.
Недавно прошел съезд производителей молока, и его делегаты сетовали на низкий уровень инвестиций в отрасль, давление со стороны фальсификата и контрабанду запрещенных продуктов. Но это все сопутствующие проблемы. У наших молочников нет главного - гарантий стабильной доходности, экономической выгоды, хотя нужно признать, что государство во время кризиса нашло возможность увеличить поддержку отрасли в два раза. Впервые с трибуны съезда молочное производство наконец-то названо приоритетом. При том, что, например, сыроделие - очень рентабельный бизнес. И когда у нас молочная и перерабатывающая промышленность станет единым эффективным комплексом - не известно. Но стремиться к этому нужно.
Вы вскользь упомянули о закупках скота за рубежом. А мы вообще способны отказаться от импорта зарубежного племенного материала?
Маргарита Попова: Такая программа есть, однако пока она заточена на здания, а не на знания. Так что в ближайшее время это малореально, мы многое подрастеряли. Недавно я была в одном известном отраслевом институте на празднике - ему стукнуло 85. И по самому институту было видно, что у него нет ни серьезных заказов от отрасли, ни приемлемой господдержки. С другой стороны, откуда это все возьмется, если в последние три года мы находимся в состоянии кризиса реорганизации науки в целом и отраслевых наук в частности? По большому счету, конечно же, мы можем заменить скот на чисто российский, но для этого необходимы время и деньги. А учитывая дефицит бюджета, у нас осталось только время.
Велика ли сейчас доля отечественного оборудования на наших мясо-молочных производствах?
Маргарита Попова: По данным молочного союза, при строительстве новых молочных комплексов до 80 процентов оборудования импортное. Если у предпринимателя есть средства, и он хочет добиться высокой производительности и рентабельности, он, конечно, купит самую лучшую технику. Пока, к сожалению, лучшая - это синоним импортной. Разработки у наших производителей такого оборудования, конечно, есть. Нет массового производства из-за отсутствия заказов и других причин.
А корма для скота используются свои?
Маргарита Попова: С кормами все более или менее нормально. Многие мясокомбинаты сами выращивают зеленое сырье и делают из него хорошие пищевые смеси. Может, какие-то биодобавки и покупаются, но очень многое уже производится в России. У нас была отличная витаминная промышленность, и если в нее вложиться, все достижения можно вернуть. Это опять вопрос денег, времени и заказов. Да, долгое время было проще купить биодобавки за границей. Сейчас по экономическим причинам настало время производить их у нас. И здесь бизнес должен также раскошелиться, а не надеяться только на господдержку.